Источники сообщают, что зампред РФ Виктория Абрамченко собирается оставить государственный пост и перебраться на “вольные хлеба” к Мишелю Литваку. Чиновницу ждёт карьера в “Объединенной транспортно-экспедиторской компании” (ОТЭКО), интересы которой она могла лоббировать долгие годы.
Преференции для Литвака
Мишель Литвак – бельгийский предприниматель, перебравшийся на заработки в Россию, его путь был долог и тернист, пока в 2000-х годах он создал ОТЭКО на базе уже существовавшей компании “Русский мир” и купленного Литваком конкурента – железнодорожной фирмы СФАТ.
ОТЭКО занялась инвестициями в создание крупного порта на Тамани, включающего угольный и нефтяной терминалы. С приходом в Правительство Виктории Абрамченко, государство тоже включалось в работу по созданию сухогрузного района.
ВТБ дал Литваку кредит на строительство угольного терминала, государство собиралось вложить 40 млрд в строительство порта Тамань. Правда, позднее Абрамченко заявляла, что порт создан “без рубля бюджетного финансирования”. Что-то тут не сходится…
Надо отметить, что территория порта – государственная. Это закреплено законом. Но это не помешало в 2018 году предложить со стороны Минэкономики “откусить” от территории порта два крупных участка и предоставить их ОТЭКО для инвестиционных проектов. Заместителем министра тогда была госпожа Абрамченко. Она и стала автором “прорывной” инициативы?
С другой стороны, сами таманцы были совсем не рады происходящему у них на полуострове – люди жаловались на строительство восьми заводов по переработке природного газа на территории Таманского портового комплекса. Причины в экологии:
“В море резко сократился вылов рыбы, постоянно с ветром в поселке Волна, Таманский, в станицу Тамань приносит запах нефтепродуктов, и даже закрытые окна не спасают. С открытием и работой угольного терминала в порту Тамань часто наблюдаем облака с угольной пылью”, – писали авторы петиции, адресованной Президенту РФ.
И не только обычные граждане считают, что к проектам Литвака надо бы присмотреться. Минприроды выявляло серьезные нарушения, допущенные ОТЭКО при оборудовании угольной конвейерной линии терминала навалочных грузов в порту “Тамань”.
Абрамченко же, напротив, нахваливала проекты компании, без стеснения отмечая экологическую безопасность построенных группой объектов. Что это, если не неприкрытый лоббизм? Надо думать, дама за это хорошо получала.
Заофшорить по-Литваковски
Причём платить Литвак мог из тех самых государственных денег. Ведь, как это водится, крупные компании, обласканные госзаказом и масштабными проектами, очень часто оказываются в неудобном финансовом положении, вызванном чем угодно, кроме вывода денег за границу и расхищения госимущества.
Видимо, что-то подобное затронуло и ОТЭКО. Компании только в прошлом году удалось показать какую-то прибыль – мизерную для фирмы такого масштаба. До этого с 2018 года показатели были минусовыми
Что интересно, весной этого года в СМИ прошла информация о том, что ОТЭКО арендовала офис с видом на Кремль, и платить за него может платить 245 млн рублей в год. Откуда такие средства? Ответ может крыться в структуре фирмы.
Дочка компании – ООО “Отэко – Терминал” оформлена на офшор из ОАЭ – БЭЛЬВЮ ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД. На него оформлены и другие структуры ОТЭКО. Причём зашел офшор в управление недавно, место ему уступил кипрский. А до 2022 года сама головная структура контролировалась из-за рубежа. По-видимому, геополитическая обстановка меняет расклад, но суть остаётся та же. Офшоры нужны для вывода средств за границу?
В том числе, возможно, и бюджетных, ведь ОТЭКО получает крупные госконтракты – от одного ООО “Газпромтранс” на 6,6 млрд рублей!
Вот вам и ни рубля бюджетных денег, г-жа Абрамченко!
Бывшая глава Росреестра успела “блеснуть” не только в истории с Литваком. Ей приписывали близкие отношения с неким Парвизом Тухтасуновым, который из медбрата и безработного внезапно трансформировался в советники руководителя федеральной службы.
В ноябре 2018 года Абрамченко добилась назначения Парвиза Константиновича директором Кадастровой палаты России. Кроме того, известно, что дама лоббировала назначение Тухтасунова на должность руководителя “Российского экологического оператора”.
В 2020 году следователи заинтересовались деятельностью Росреестра в вопросе создания ЕГРН как раз в период, когда там “правила” Абрамченко, и выяснили, что молодой человек мог быть инициатором создания коррупционной модели, которая позволяла ее участникам получать от подрядчиков до 25% откатов.
По какой причине ни Тухтасунова, ни Абрамченко не привлекли к ответственности – вопрос дискуссионный. Но по информации СМИ, “контроль над Росреестром вице-премьеру жизненно необходим в первую очередь для того, чтобы не допустить масштабного расследования ее деятельности на посту ведомства и “подвигов” ставленника, когда он возглавлял Кадастровую палату”.