1.1 C
Москва
Суббота, 23 ноября, 2024

В центре внимания

Некоторые нововведения в органах опеки обернулись против опекаемых

МФЦ при приеме документов на одобрение сделок с участием органов опеки пытаются выполнить несвойственные им функции, при которых создаются барьеры детям и их родителям. Об этом рассказала наша читательница Елена М. Разберемся подробнее.

Защита детства

Законодательство РФ защищает ребёнка. Часть полномочий, которые могут оказаться судьбоносными (например, вопросы, касающиеся недвижимости) переданы в ведение родителей и опекунов. Действительно, может ли ребенок на равных вести дела со взрослыми и заключать соответствующие сделки? Чтобы никто не мог злоупотребить малым возрастом человека, до 14 лет, согласно ст.28 ГК РФ «Дееспособность малолетних», за ребенка сделки с недвижимостью «могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны». С 14 лет подобные сделки требуют уже участия самого ребенка, а также лица, несущего за него ответственность: родителя, опекуна или усыновителя, – чтобы подтвердить, одобрить сделку. Также, согласно ст.37 ГК РФ, такие сделки требуют предварительного разрешения на их проведение от органов опеки и попечительства.

Елена М. решила продать принадлежащую ей и троим её детям двухкомнатную квартиру в Москве, а взамен приобрести дом с земельным участком в Московской области. Через какое-то время был найден и потенциальный покупатель на квартиру, и дом, подходящий для переселения. Елена, как и её супруг, была уверена, что действует в интересах детей: девочки двухлетнего возраста и мальчиков в возрасте девяти и десяти лет. Жить впятером на площади в сорок с небольшим квадратов было не очень комфортно, поэтому уже более двух лет семья жила в частном доме, только в Тульской области. Тут уж на что денег хватало – не до изысков, как говорится. Переезд в Подмосковье, да ещё и в свой дом с участком казался, безусловно, мечтой.

Была проведена оценка квартиры и дома, с составлением соответствующих документов, подписаны предварительные договоры с покупателем квартиры и с продавцом дома и участка. В предварительных договорах были учтены сроки, необходимые органам опеки для анализа документов и принятия решения-разрешения.

Крючки и тернии

Вот тут и возникла преграда, которой посвящена данная статья. Оказывается, власти столичного региона решили перестраховаться и приняли Постановление Правительства № 508-ПП от 30.03.2023 года «О порядке предоставления отдельных государственных услуг в сфере опеки, попечительства и патронажа в городе Москве». Видимо чиновники, составлявшие документ, решили, что в столице дети взрослеют быстрее и становятся самостоятельными раньше, чем на территории остальной России.

Согласно нововведению (п.2.5.1.1.3.4.5. Приложения № 1 к основному документу), для получения разрешения на проведение сделки стало необходимо предоставление «письменного мнения несовершеннолетнего в возрасте от 10до 14 лет, подопечного в возрасте от 10 до 14 лет, …составленного в простой письменной форме в присутствии работника МФЦ окружного значения …при подаче заявления законным представителем».

Во-первых, вопреки здравому смыслу, возникла ситуация, когда, согласно закону, родитель-опекун-усыновитель (в нашем случае – родная мать) обязан взять ответственность за судьбу ребенка на себя, но ребёнок, по новым правилам, должен дать ему на это разрешение.

Во-вторых, оказалось, что сыновья как раз в это время уехали на каникулы к бабушке в Краснодарский край, а присутствовать ребёнок должен именно лично. Причем, здесь интересы ребенка были ущемлены вторично: в отличии от взрослого, малолетний ребенок не может воспользоваться услугами нотариуса по передаче полномочий на действия по доверенности. Нотариус не может удостоверить личность без документа с фотографией. А документа такого, в силу малого возраста, пока нет.

В-третьих, выглядит достаточно странным, что одному ребенку предписали явиться для составления письменного согласия, а в добросовестность действия матери в отношении второго сына и двухлетней девочки поверили без лишних запросов.

В-четвертых, удивительно, что нотариус удостоверить личность ребенка не может, а сотрудник МФЦ, оказывается, может. Полагаем, не зря законодательство возложило заботу о малолетних на родителей и законных опекунов.

Не так ли выглядит бюрократия?

Конечно, в интересах сделки, бабушка на один день вместе со старшим внуком приехала из Краснодарского края в Москву (не за бесплатно), одобрение было получено, и сделка состоялась.

Речь даже не о деньгах, потраченных на поездку двух человек до Москвы и обратно. Вопрос о подготовке составителя и инициатора указанного и сопутствующих документов. Десятилетний мальчик был очень удивлен, когда его заставили писать под диктовку необходимое «мнение». Часть из продиктованного и написанного он просто не понимал. В конце концов, его попросили не задавать вопросов, а просто написать то, что нужно. Вот форма, по которой писалось мнение. Она также предоставлена нам нашей читательницей:

«Я, ФИО, дата рождения, выражаю своё согласие на заключение договора купли-продажи принадлежащей мне __ доли __-ух комнатной квартиры, расположенной по адресу: ___, общая площадь __ кв.м., жилая площадь __ кв.м., остальные доли в квартире принадлежат _____, с целью _____, с одновременным приобретением ___-ух комнатной квартиры, расположенной по адресу: _________, общей площадью __ кв.м., жилой площадью __ кв.м., где мне будет принадлежать ___ доли, остальные доли будут принадлежать матери/отцу ФИО, с последующей регистрацией по месту жительства совместно с _____ в покупаемой квартире. Новое жилое помещение покупается за счет средств, вырученных от продажи (и собственных средств родителей), договор ипотечного кредитования не заключается, под залог не передается».

Наша читательница Елена М. говорит, что была бы благодарна, если бы автор нововведения возместил 35 тысяч рублей, вырванных из бюджета многодетной семьи. Но, поскольку возмещение такое, по-видимому, невозможно, надеется, что данные пункты из указанного постановления уберут вследствие их абсурдности. Чтобы не мучить детей переписыванием непонятных фраз, с которыми без юриста не разобраться и взрослому, и, главное, чтобы появившийся бюрократический препон исчез, сэкономив нервы и время последующим родителям и опекунам, которые обратятся за такой услугой.

 

 

Похожие записи

Не пропусти