Пока власти решают проблемы с техноснабжением в Московской области, «Ростех» в лице его гендиректора Сергея Чемезова и приближенных, увидел возможность «поживиться» новым активом. Госкорпорация предложила передать ей «Климовский специализированный патронный завод» (КСПЗ). Именно на его балансе стоит злополучная котельная, авария на которой лишила значительную часть Подольска тепла в январские морозы.
В последнее время «Ростех» (при помощи государства, или без) «проглотил» уже целую серию оборонных предприятий, к которым ранее не имел отношения. Но если бы они оставались только в руках государства. Так нет, крупные доли в этих активах получают структуры, близкие к скандальному предпринимателю Виктору Григорьеву, которого считают давним соратником, а то и вовсе «кошельком» Чемезова. И кому от такой «национализации» лучше? Явно не государству.
Существует мнение, что власти Московской области в лице губернатора Андрея Воробьева пытаются «спустить пар» — «перевести стрелки» с некачественной подготовки к отопительному сезону на одно конкретное предприятие, на одну конкретную ситуацию — аварию в котельной КСПЗ.
Тем более, «перевести стрелки» удобно, раз у завода такие «мутные» собственники. Кроме того, с ним же оказались связаны уголовные скандалы. Самое время половить рыбку в мутной воде. Судя по всему, именно поэтому «Ростех» направил в Правительство предложение передать актив на баланс госкорпорации.
Трудный путь КСПЗ
Завод начал работу в 30-х годах прошлого века, занимался выпуском патронов. В начале 90-х завод стал открытым акционерным обществом, и у него началась крайне интересная жизнь. В 2002 году он обанкротился, практически все работники были уволены. Но само предприятие не закрылось и смогло возобновить работу, выпуская все те же патроны.
В начале нулевых КСПЗ владел ранее судимый за убийство Хорхе Портилья-Сумин. А в 2014 году он вновь поимел проблемы с законом — его (заочно), а также несколько бывших и тогдашних руководителей завода арестовали за хищение порядка 200 млн рублей предприятия под видом сдачи ему в аренду высокоточного металлообрабатывающего оборудования.
Удивительно еще, как они не воровали на госзаказе, хотя портфель контрактов у КСПЗ небольшой по сравнению с другими подобными заводами — всего около 100 млн рублей. Не исключено, что при национализации завода эта сумма кратно возрастет — чем не новая возможность для масштабного «распила» в оборонке?
Где сейчас Хорхе Портилья-Сумин — неизвестно, да и слабо он подходит на роль конечного бенефициара. У «заочника» в розыске такой завод давно бы, что называется, «отжали». Зато, как пишут «Новые известия», согласно ЕГРЮЛ, сейчас КСПЗ владеют четыре человека: Борис Гимбатов, Юрий Губских, Виталий Евдокимов и Виктор Семененко. У каждого — по 19,8% акций. Где еще около 20% — не ясно.
И тут вот, что интересно: еще в нулевых годах 26% акций завода принадлежали государству. В 2008 году Правительство распорядилось передать их госкорпорации «Ростехнологии», т.е. предшественнику «Ростеха». Но акции так и не передали — было возбуждено уголовное дело об их хищении, фигурантом которого стал вышеупомянутый Юрий Губских.
Его заподозрили в том, что вместе со своим компаньоном Борисом Красновым он незаконно завладел 25% акций ЗАО, предоставив в Тарусский районный суд (Калужская область, где расположено юрлицо КСПЗ) подложные документы о праве собственности на эти ценные бумаги. В результате суд вынес решение в пользу экс-акционеров, а государству в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом был причинен ущерб на сумму свыше 52 млн рублей.
Крыша протекла
Скорее всего, эти люди являются номиналами. Интересно другое: в мае 2023 года генеральным директором предприятия стал Игорь Леонидович Кушников. Ранее он был владельцем «Велозаводского рынка» в Москве.
Однако еще в 2001 году «Новая газета» писала, что человек с такими же инициалами был бывшим сотрудником органов и входил в Гольяновское ОПГ. Впоследствии его вместе с шестью соучастниками обвиняли в убийствах и бандитизме. Но в итоге Кушникова оправдали.
Выходец из органов, который мог быть связан с крупной ОПГ — вот это уже куда более серьезный кандидат на роль реального бенефициара. С таким «управленцем» и «крышу» искать не надо. Но любая «крыша» может «протечь», тем более, на фоне скандала с тысячами замерзающих людей и гигантских издержек для властей Московской области.
И вот, вчера стало известно: Следственный комитет России (СКР) сообщил о задержании начальника котельной и генерального директора ЗАО «Климовский специализированный патронный завод» — т.е. речь может идти именно об Игоре Кувшникове. Также возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий и задержан заместитель главы администрации городского округа Подольск.
«Ростех» и Григорьев тут как тут
Если подводить промежуточный итог: на протяжении последних 30 лет завод сотрясали скандалы, чехарда с собственниками и руководством, уголовные дела и угроза банкротства. Это и стало «прологом» к аварии в котельной КСПЗ. В таких условиях национализировать завод может быть разумным решением. И тут появляется «Ростех».
В последнее время «Ростех» получил контроль над целой серией оборонных предприятий, которые ранее в его контур не входили. Почему — остается загадкой, ведь «Ростех» многие считают неэффективной и коррумпированной корпорацией.
В орбиту структуры попали Тамбовский пороховой завод, Пермский пороховой завод, Саранский механический завод, башкирский завод «Авангард», Алексинский химический комбинат, и многие другие. Однако, за спиной Чемезова всюду маячит хозяин НК Банка Виктор Григорьев.
Банк является для «Ростеха» расчетным, а сам Григорьев владеет порядка 75% огромного холдинга «Технодинамика» (свыше 30 предприятий), большая часть которого ранее принадлежала государству. Доли в «Технодинамике» Григорьев получил буквально за копейки — менее 14 млрд рублей.
Как раз сейчас госуправленец Чемезов и хозяин «НК Банка» Григорьев нацелились на новый актив — «Технодинамике» может отойти Пермский машиностроительный завод им. Дзержинского, который находится на балансе Минпромторга.
Однако, стали ли все эти предприятия лучше работать, перейдя под «козырек» «Ростеха» и структур Григорьева? Кому от этого, кроме близких к власти управленцев и бизнесменов стало хорошо? Остается надеяться, что хоть работу котельной приведут в порядок, и в дальнейшем аварий удастся избежать. Впрочем, с такими интересантами в этом есть большие сомнения.