В редакцию за помощью обратились читатели, которые выступают против строительства детского пансионата “Газпрома” на месте леса, сохранившегося еще с царских времен. Власти их не слышат.
Петербуржцы с 2021 года ведут борьбу за сохранение леса в Курортном районе Санкт-Петербурга рядом с Зеленогорском и заказником “Щучье озеро”. Противник у них серьезный в лице ПАО “Газпром”, которое собирается на этой территории построить школу-интернат на 2000 учащихся и 400 человек персонала, а также связанную с ней инфраструктуру.
Проект носит самостоятельный характер и никак не связан с Зеленогорском, Курортным районом и интересами петербуржцев, это инициатива “Газпрома”, который положил глаз на 28 гектаров земли, расположенных в прекрасном и живописном месте вблизи с КАД.
Социальными мотивами объяснить это строительство нельзя хотя бы по двум причинам: во-первых, в муниципальном поселении, к которому относится территория, нет недостатка в средних школах, а во-вторых, учиться там будут не местные жители. И это еще один интересный сюжет: если школа будет построена, и она получит статус общеобразовательного учреждения, то прием туда должен быть свободным, в том числе из числа местных жителей, а если будет выбрана другая правовая форма, то это коммерческий проект. Россия пока не США, у нас продолжает действовать примат доступности неполного среднего и общего среднего образования.
Непонятно и то, почему “Газпром”, чьим собственником является государство, создает себе закрытые школы для детей сотрудников, уничтожая общественные зоны рекреации?
Странная ошибка в Генплане
Однако юридические основания для реализации проекта у инвестора есть – в 2005 году в генплане Санкт-Петербурга территория леса была отнесена к жилой застройке. Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Ходосок после обращения людей направил запрос в Комитет по градостроительству города и получил ответ, из которого следует, что в 2005 году обследование данной территории не проводилось, а о наличии леса его разработчики не знали.
Чиновники могли намеренно обойти этот момент: в ответе Ходосока указано, что зонирование территории было осуществлено, исходя из прилегающих к ней кварталов частной жилой застройки. Землю по сути пустили на “дачи”, но в итоге на нее пришел “Газпром”.
Представитель инициативной группы по защите леса Алина Табачук в разговоре с корреспондентом обратила внимание на то, что до Генплана 2005 года территория в документах называлась “проектируемой зеленью”, а рядом с ней находились детские сады.
“Проектируемая зелень” представляет собой термин из советской градостроительной практики, который был утвержден применительно к этому участку последним Генпланом Ленинграда 1987 года. Точной юридической характеристики данного понятия нет, но практика относит его к составным частям комплексов, в данном случае к лесу или лесопарку.
Очевидно, что по документу 1987 года проект типа “газпромовского” здесь не планировался, а раз последний стал возможен из-за “случайной” ошибки градостроителей образца 2005 года, то непонятно, почему все нельзя вернуть в прежнее состояние? На этой территории за 19 лет не было проведено серьезных работ, создавших новую правовую реальность, с которой бы пришлось считаться.
Как отметила Табачук, спор идет о едином лесном массиве с окружающими территориями, который разделен только на документах. Лесная зона сохранилась еще с царских времен, когда эти земли входили в состав Выборгской губернии Великого княжества Финляндского.
Перелом 2022 года
Несмотря на все эти факты, оспорить позицию “Газпрома” будет сложно. Дело в том, что власти и депутаты, которые вообще-то являются слугами народа, реагируют на общественный протест отписками. Если до лета 2022 года, как отмечает Табачук, на адрес заявителей приходили более-менее позитивные ответы с обещанием разобраться, то затем произошел “перелом” – все свелось к ремарке “это земли ИЖС” и точка. Такая монолитность позиции пугает, учитывая практику принятия административных решений в России.
Народ защищает лесопарк
Люди не сдаются и продолжают борьбу за лесопарк. Активисты на собственные деньги заказали у специалистов РАН обследование территории, которое обнаружило на ней 6 видов мохообразных и лишайников, занесенных в Красную книгу Санкт-Петербурга, 9 видов исчезающих позвоночных, 5 видов краснокнижных насекомых, но эти доводы также были проигнорированы ответственными городскими властями. Кроме того, было проведено обследование ландшафта и растительности, заключившее, что перед нами участок спелых хвойных таежных лесов, которых мало осталось на принадлежащих городу территориях
Люди отправили 288 заявок на включение участка в перечень зеленых насаждений общего пользования, которые были проигнорированы, и подали 100 предложений в Генплан по переводу зоны из жилой застройки в лесопарки и городские леса, но они также были отклонены на слушаниях. Петербуржцев просто не слушают и не хотят решать их проблему.
Люди написали обращения и заявления во все инстанции и даже подали коллективный иск в суд, который по непонятной причине был разделен на три части – любой юрист скажет, что при таком сценарии проще принять отрицательное решение. 23 июля 2024 года в Санкт-Петербургском городском суде на Бассейной улице состоятся основные слушания по этому важному для города делу.
Противоположная сторона
Основные доводы людей заключаются в том, что в 2005 году участок был включен в жилую зону по ошибке, что подтвердил и профильный комитет Санкт-Петербурга, а сам проект не преследует социальных задач, потому что запросы на новые средние школы в муниципальном поселении нет. Перед нами чисто “газпромовский” проект, который продавливается административными методами, где никто даже не берет на себя личную ответственность.
Фактически за проект отвечает Фонд “Газпром социальные инициативы”, который повторяет чиновничью мантру: землю для пансионата “Газпрому” предложил Санкт-Петербург, все работы проводятся в соответствии с законодательством РФ, а комплекс будет использоваться целевым образом.
Руководителем этой структуры является известная личность – Владимир Приймак, брат которого, Александр Приймак, погиб в 2018 в автомобиле владельца компании РСК Андроника Сааняна, который через компаньона получал от дочек ПАО “Газпром” заказы и был фигурантом ягодного скандала. Теперь мы можем не беспокоиться за будущее – школьникам госкорпорации будет у кого поучиться, а самое интересное, что данный проект, вероятно, входит в программу “Газпром – детям”. Только каким детям? Естественно, своим! За счет чужих и их родителей.