0.3 C
Москва
Суббота, 23 ноября, 2024

В центре внимания

Транспортные министры Евгения Куйвашева один за другим оказываются под следствием

В Свердловской области задержан бывший министр транспорта и дорожного хозяйства региона Василий Старков – протеже губернатора Евгения Куйвашева. Его обвиняют в получении взятки в особо крупном размере. Ранее Старков самостоятельно уволился с госслужбы и отправился на СВО – это произошло после задержания его экс-подчиненного, бывшего главы Управления автодорог Свердловской области Вячеслава Данилова.

Официальных комментариев и подробностей, что именно, по версии следствия, совершил Старков, силовики не дают. Вместе с тем, очевидно, что это удар по губернатору Евгению Куйвашеву – а “сдать” Старкова мог как раз Данилов.

Василий Старков поднимался по карьерной лестнице постепенно. В 2012-2016 годах он трудился заместителем министра транспорта и связи Свердловской области, курировал развитие дорожного хозяйства. В мае 2016 года – стал начальником управления автодорог региона, а уже через полгода сам возглавил министерство.

При этом он занял место Александра Сидоренко, заместителем которого раньше работал. А сам Сидоренко отправился под следствие – его обвинили в незаконной предпринимательской деятельности. В период 2010-2016 годов Сидоренко, возглавляя Минтранс, одновременно являлся фактическим владельцем 70% доли в ООО “Уралтранспетролиум”, учредителем которой был его брат, а также 100% доли в ООО “Уралдортехнологии”, записанном на тещу чиновника.

Как и следовало ожидать, обе компании получали немалые госконтракты. В случае с “Уралтранспетролиум” их общая сумма составила почти 200 млн рублей. После ухода Сидоренко конец оказался закономерен – сейчас структура в стадии ликвидации, а сведения о ее руководителе Ларисе Касьяниной, поданные в ЕГРЮЛ, признаны недостоверными.

А вот компания “Уралдортехнологии” преспокойно работает и сегодня. Общая сумма госконтрактов приблизилась к 20 млрд рублей, последние из низ заключены уже в этом, 2024 году.

Про Александра Сидоренко надо помнить, потому что его пример – перед глазами Старкова. И он же, Старков, в роли зама (как раз в эти годы, 2010-2016) должен был хотя бы подозревать, чем занят шеф. Мог ли он содействовать преступной деятельности?

И оба, безусловно, считались членами команды губернатора Евгения Куйвашева. Обратите внимание, что он не стал полностью менять управленческую команду Минтранса после уголовного дела Сидоренко – и он же утвердил Старкова на его должности.

В Минтрансе последний трудился до ноября 2023 года. Но до его отставки произошел крупный скандал – под следствием оказался директор Управления автодорог Свердловской области, его прямой подчиненный Вячеслав Данилов. Именно с его делом пытаются связать нынешние проблемы Старкова.

В сентябре 2023 года Вячеслава Данилова отправили в отставку, а в октябре – арестовали по делу о получении взятки в особо крупном размере. Вместе с ним под следствие попала гендиректор АО “Мелиострой” Ирина Городиничева – ей вменяется дача взятки в особо крупном размере и получение взятки в особо крупном размере.

По версии следствия, весной 2023 года Вячеслав Данилов договорился с руководством “Мелиостроя” об откате в 4 млн рублей за обеспечение заключения госконтрактов на содержание дорог. Как пишет местная пресса, арест Данилова вскрыл целую систему откатов в дорожном хозяйстве региона. И кто поверит, что Василий Старков был не в курсе? А если знал он – как мог не знать губернатор Куйвашев, который вел его по госслужбе словно за ручку?

Общая сумма госконтрактов “Мелиостроя” – свыше 13 млрд рублей. При этом исполнение сразу 20 контрактов из почти 200 (т.е. около 10%) на сотни млн рублей было прекращено раньше срока.

Интереснейшая деталь: в том самом 2016 году, когда Старков с мая по сентябрь возглавлял Управление автодорог, ФАС заподозрила “Мелиострой” в картельном сговоре при проведении пяти аукционов на 568 млн рублей. Заказчиком выступало УАД. Оказалось, что руководство предприятий договаривалось о не снижении цен при розыгрыше госконтрактов. “Мелиострой” признали нарушителем антимонопольного законодательства и обязали выплатить смехотворный для оборотов структуры штраф в 38,7 млн рублей.

То, что цены в ходе торгов снижаются незначительно, не могли не видеть в УАД и Минтрансе. Похоже, экономия бюджета чиновников совсем не волновала. Думали о собственных карманах?

Интересны и другие компании, которые фигурировали в решении ФАС. Это ООО “СУ5групп”, ООО СК “Вектор”, “Стройспецмонтаж-2000”, ООО “Рокада”. Все они также оказались крупными получателями госконтрактов. Их исполнение может выйти государству боком. Например, принадлежащее Вадиму Соколинскому и Ивану Шадрину “СУ5групп” (контракты почти на 5 млрд рублей) столкнулось с претензиями властей города Ирбит.

Структура проваливает сроки строительства детского сада, из-за чего уже получила от администрации городского округа претензии на 31,9 млн рублей. Стройка финансируется из региональных и федеральных средств.

“Прибиться” к Мазуркевичу

Вскоре после открытия уголовного производства на Вячеслава Данилова Василий Старков поспешил уволится и отправился с гуманитарной миссией в зону СВО. Надо ли говорить, что просто так с таких хлебных должностей не уходят? Похоже, он чувствовал, что к нему могут возникнуть вопросы силовиков, и решил переждать бурю.

А после завершения гуманитарной миссии мог придумать кое-что получше. Уже в 2024 году была образована “Уральская специальная проектная компания” (ООО “УСПК”), где бывший министр занял кресло директора. Собственник – известный на Урале бизнесмен, спонсор КПРФ Сергей Мазуркевич.

Деловитый соратник коммунистов – массовый учредитель юрлиц (34 штуки). Некоторые из его компаний были обанкрочены, причем при весьма странных обстоятельствах. Например, его компании “Уральский щебень” доначислили налог по НДПИ, после чего она оказалась на грани выживания. Сам Мазуркевич долго “воевал” с ФНС, пытался привлечь к решению проблемы чиновников и общественность.

А в Василии Старкове он мог увидеть “сбитого летчика” с крайне серьезными связями в администрации Свердловской области. УСПК занимается проектными и инженерными изысканиями, и явно рассчитывала на получение хороших госконтрактов от властей региона.

Но, похоже, по следу экс-чиновника Старкова уже шли силовики. В мае 2024 года он резко оставляет пост директора и подписывает контракт с Минобороны. Эти метания напоминают попытку спастись бегством, получив индульгенцию за службу Родине с оружием в руках. Но за дела надо отвечать – и вот Старков сам, лично, возвращается из зоны СВО и отдает себя в руки правоохранителей.

Интересная деталь: час назад суд вынес решение о его аресте – но сидеть он будет не в СИЗО, а дома. Значит, чиновник мог пойти на сделку со следствием. Про кого он мог рассказать много интересного, как не про своего бывшего шефа, губернатора Куйвашева?

Таким образом, можно предположить, что в случае, если вина Старкова и Данилова будет доказана, наказание им дадут не слишком суровое. А вот компромат, который в ходе расследования их дел можно собрать на чиновников из команды Куйвашева, могут использовать совсем в другом месте и в другое время.

При этом адвокатом Василия Старкова является известный на Урале юрист Максим Колесников. Именно он в свое время добился оправдательного приговора для Алексея Чеканова, друга бывшего свердловского губернатора Эдуарда Росселя.

Скандал касался “Тагилбанка”, которым руководил Чеканов. Против него и других топ-менеджеров возбудили уголовное дело из-за найденных неточностей в отчетах. Суд назначил Чеканову и его коллегам крупные штрафы, но позднее при участии адвоката Колесникова суд оправдал финансиста. Чеканов и сегодня тесно связан с региональной элитой — это решение могло быть политическим.

Может ли быть принято политическое решение и по господину Старкову? Подробностей дела силовики, повторимся, не раскрывают. Но в этом случае политическое решение пора принимать уже по Евгению Куйвашеву – слишком уж часто руководители дорожного блока Свердловской области оказываются на скамье подсудимых.

 

 

Похожие записи

Не пропусти