0.3 C
Москва
Суббота, 23 ноября, 2024

В центре внимания

Губернаторство Дмитрия Азарова обернулось для Самарской области катастрофой

Бывший губернатор Самарской области Дмитрий Азаров подал голос впервые после громкой отставки в мае 2024 года. По его словам, он назначен советником гендиректора “Ростеха” – т.е. Сергея Чемезова.

До чего Дмитрий Азаров довел Самарскую область и почему ищет защиты у Чемезова – в материале корреспондента КОМПРОМАТ РУ.

Назначение Азарова в “Ростех” неудивительно. При нем Самарскую область называли “ростеховским” регионом, администрация бывшего губернатора подписала с госкорпорацией ряд крупных соглашений о сотрудничестве. Теперь же в лице Сергея Чемезова Дмитрий Азаров мог увидеть защитника и покровителя – ведь в Госдуму и Совет Федерации, где ему бы светила “неприкосновенность” от любых вопросов правоохранителей, его не взяли “по совокупности” заслуг.

Дмитрий Азаров руководил Самарской областью с 2018 по 2024 год. Его победа на выборах 2023 года с результатом 83% казалась триумфальной. Но в регионе, да и в Администрации Президента наверняка понимали цену политтехнологиям и административному прессу азаровской команды. Голосование изначально можно было считать безальтернативным: оппозиционные партии не стали выставлять сильных кандидатов, а эксперты называли претендентов “кандидатами по должности”.

Поэтому те, кто разбирался в ситуации, отставке Азарове не удивились. Она произошла на фоне уголовного дела его ближайшего соратника еще со времен работы в самарской мэрии, бывшего вице-губернатора Виктора Кудряшова. Его задержали по подозрению в превышении должностных полномочий в пользу компании “Волгатрансстрой”, заработки которой оказались тесно связаны с семьей губернатора.

Виктор Кудряшов был вторым человеком в команде. После его ареста она посыпалась, как карточный домик. И тогда, и сейчас ходят упорные слухи: следующим может быть сам Азаров.

После ухода Дмитрия Азарова Самарская область производит впечатление если не дикого поля, то обескровленного и ограбленного региона. Какие главные провалы ставят Азарову в вину, и почему он до сих пор не последовал вслед за своим многолетним соратником, бывшим вице-губернатором Виктором Кудряшовым, на скамью подсудимых.

Лоббизм как управленческий принцип

Как говорилось, дело Виктора Кудряшова связано с крупным строительным холдингом “Волгатрансстрой”. Вместе с Кудряшовым под следствием оказался и назначенный Азаровым министр строительства Самарской области Михаил Асеев. По версии следствия, вместе они “завели” на аукцион по строительству ст. метро “Театральная” нужную ВТС структуру. Эти чиновники лишь замкнули длинную цепочку антикоррупционных задержаний в команде экс-губернатора.

И именно Азаров лоббировал строительство “Театральной” (18 млрд рублей), и вообще метрополитена города в ситуации хронического недофинансирования наземного транспорта г. Самары. А в это время потихонечку монополизируется рынок пассажирских перевозок автобусами: в условиях крайнего дефицита линий, большие барыши получает ООО “Самара Авто Газ”, которое пытаются связать с интересами губернатора Азарова.

Губернатор-катастрофа: Самарская область после Дмитрия Азарова

Не удивительно – компания получила свыше 100 муниципальных контрактов на общую сумму свыше 1,4 млрд рублей от Департамента транспорта Самары. Вы знаете еще хоть одного пассажирского перевозчика в регионах, который один бы получил столько бюджетных средств от конкретного муниципалитета?

Монополизация и лоббирование интересов крупного бизнеса во всех сферах экономики – одно из ключевых отличий “азаровской” эпохи. Удивляться нечему: сам Азаров вышел из коммерческих структур, связанных с олигархом Владимиром Аветисяном. В 2001-2006 годах будущий глава региона трудился гендиректором “Средневолжской газовой компании” (СВГК) – крупнейшего подразделения “Волгапромгаз” Аветисяна, откуда и перешел сначала на муниципальную, а затем и на государственную службу.

Все лучшее – Аветисяну и семье

На “государственный” уровень в Самарской области вскоре вышел и сам Аветисян. И здесь первая катастрофа Азарова: монополизация рынка газораспределительных организаций и электросетевого хозяйства Самарской области, которую связывают с именем его бывшего шефа.

Сегодня 95% всех газораспределительных сетей принадлежат организациям, связанным с Владимиром Аветисяном. Большая часть – как раз у ООО “СВГК”. От нее не отстают ОАО “Самарагаз”, ОАО “Сызраньгаз”. При этом единственным поставщиком остается государственное ООО “Газпром межрегионгаз Самара”, которое неоднократно обращалось в суд с исками на сотни млн рублей, указывая на потери газа в газораспределительных сетях вышеуказанных компаний.

Однако, при губернаторе Азарове местный Арбитражный суд часто отказывал в удовлетворении исков, несмотря на то, что “выпадающие” объемы газа оплачивать все равно приходится населению – через те же налоги.

Губернатор-катастрофа: Самарская область после Дмитрия Азарова

ФАС не бездействовала – “Средневолжская газовая компания” становилась участником административных разбирательств службы о злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Но полномочия ФАС слишком малы в ситуации, когда референты коммерческих структур заседают в органах власти.

Как раз сейчас гендиректор “Газпром межрегионгаз Самара” Михаил Смирнов рассматривается на позицию председателя правительства Самарской области. В свете вышесказанного шаг логичный. Именно Смирнову предстоит разгребать “кашу”, заваренную господином Азаровым и его друзьями из СВГК в газораспределительном хозяйстве региона.

Для многих оказалось неизвестным, что бенефициаром той самой СВГК, которая получила едва ли не весь рынок газораспределительных сетей, и в которой работал сам Азаров, оказался тесть бывшего губернатора Вячеслав Акатов. Он владеет 5% СВГК через ООО “Альтаир” и ООО “Потенциал”.

Получается, он бенефициар СВГК, которая ломит тарифы для населения, а затем получает “зеленый свет” – в судах, и госконтракты в азаровской администрации. Об этом знали и раньше, но после отставки это подтвердил сам Аветисян в ответ на запрос депутата Госдумы Александра Хинштейна.

Губернатор-катастрофа: Самарская область после Дмитрия Азарова

Изначально доли СВГК были у ООО “Газспемонтаж” и ООО “Магистраль”, где у Акатова были минимальные доли. Но в 2013 году эти компании были ликвидированы, на их месте появились ООО “Альтаир” и ООО “Потенциал” (каждое владеет по 2,5% СВГК), и там у Акатова уже все 100% долей.

Губернатор-катастрофа: Самарская область после Дмитрия Азарова

Напомним, в 2013 году Дмитрий Азаров был мэром Самары – и как это можно трактовать, кроме прямого конфликта интересов, на который должна была реагировать прокуратура?

Почти аналогичная ситуация сложилась с электросетевым хозяйством, которое оказалось под контролем недалеких от Аветисяна структур. Сегодня большая часть сетей обслуживается ПАО “Самараэнерго”, АО “Самараэнергосбыт”, АО “Самарская сетевая компания” и рядом других. При этом электросетевые хозяйства передаются этим структурам по долгосрочным договорам аренды и по крайне низким ценам, от чего бюджет может недополучать сотни млн рублей в год.

Куда идут платежи людей, попадающие структурам Аветисяна – догадаться несложно. В 2019 году ряд российских и зарубежных СМИ опубликовали материалы расследования консорциума журналистов OCCRP, посвященного компании “Тройка Диалог” Рубена Варданяна. По версии OCCRP, инвестбанк использовал 76 офшорных структур, чтобы вывести из России 4,6 млрд долларов. В расследовании фигурирует имя Владимира Аветисяна а также… экс-губернатора Самарской области Владимира Артякова.

Сегодня Артяков – первый замгендиректора “Ростеха”. Так что предполагаемая связь с Аветисяном и офшорами может быть классикой самарского госуправления. Ну а Чемезов “своих” не бросает. Артякову с Азаровым явно есть о чем поговорить. А что они могли бы рассказать правоохранителям?

При этом ситуация в ЖКХ от разгула компаний Аветисяна лучше не стала. Тоже самое можно сказать про мусорную реформу, которую проводили как раз при Азарове в 2019 году. В ее результате контроль за региональным рынком утилизации отходов получило ООО “ЭкоСтройРесурс”, которое неоднократно становилось объектом внимания Федеральной антимонопольной службы.

Оценивая результаты мусорной реформы в регионе, особого внимания заслуживает доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного сбора и обработки ТКО на многофункциональных комплексах обращения с отходами. По данным исследований, за 2023 год в Самарской области данный показатель составил позорные 3,6%, остальные 96,4% отправлены на захоронение.

То есть мало душить тарифами и устраивать картельные междусобойчики – регион заваливают мусором вместо его реальной переработки. Это – “привет” всем будущим поколениям жителей Самарской области.

Регион не для жизни

Но как будут жить эти поколения после эпохи безвременья Дмитрия Азарова? При нем не только не прекратились, но и серьезно усугубились негативные социально-экономические тенденции. Один лишь показатель: продолжается отток людей из региона. За время руководства Азарова область потеряла почти 100 тыс. человек, рождаемость снизилась с 34 тысяч в 2017 году до 24 тыс. в 2023 году, естественная убыль доходила до 30 тыс. человек (2021) в год.

Красноречивый показатель работы всей губернаторской команды.

Тоже самое можно сказать о государственном долге. На момент прихода на руководство он составлял 64 млрд рублей. После, благодаря, в том числе, помощи федерального центра он несколько сократился. А после 2022 года регион набирал долги ударными темпами. По состоянию на май 2024 года долг составил 61,4 млрд рублей – т.е. почти по 20 тыс. рублей на каждого жителя области, считая грудных младенцев и глубоких стариков.

Провалы везде – какую сферу не возьми. Здравоохранение – катастрофа. Шутка ли, но при Азарове, даже в “ковидный” период, продолжалась “оптимизация” системы здравоохранения. Как результат, количество койко-мест сократилось с 23,6 тыс. в 2017 году до 22,2 тыс. в 2022 году – и это несмотря на все федеральные дотации.

Сократилась численность среднего медицинского персонала 24 до 22 тыс. человек, увеличилась заболеваемость на 1 тыс. человек населения (981 против 906 в 2017 году), медицинские услуги стали менее доступны. Вместо того, чтобы развивать службу “Скорой помощи”, а Азарова решили отдать ее на аутсорсинг коммерсантам, что привело к протестам. Как следствие – рост социальной напряженности по всему региону. Этот список можно продолжать еще долго.

В особо уязвимом положении оказалась Самара – некогда один из красивейших и самых привлекательных городов Поволжья. При господине Азарове в 2024 году он попал в топ-3 самых некомфортных для жизни миллионников страны. По количеству возведенных за последние 10 лет детских садов и школ Самара и вовсе оказалась на последнем месте. И это не просто катастрофа, это позор – чем самарцы такое заслужили?

Все это прекрасно видели и в федеральном центре, которому не так просто “замылить” глаза бодрыми отчетами и дежурными фотографиями пресс-службы. Не говоря уже о массе арестов в команде бывшего губернатора и его былых связях с крупным бизнесом – не заметить коррупционную вакханалию азаровской команды было просто невозможно.

Так что Дмитрий Игоревич, пригревшийся под крылом Сергея Чемезова, должен радоваться, что отделался лишь отставкой. Впрочем, радость может быть недолгой: поговаривают, якобы после отставки губернатора у его бывшего зама Виктора Кудряшова развязался язык. Спасет ли Чемезов экс-губернатора, если за него вплотную возьмутся силовики?

 

 

Похожие записи

Не пропусти