-6.1 C
Москва
Среда, 22 января, 2025

В центре внимания

Российские чиновники лоббируют интересы компании связанной с офшорами и фондом «BlackRock»

В начале января подконтрольный Минздраву «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» (ФКУ «ФЦПИЛО», директор – Елена Максимкина) заключил два контракта на поставку препарата «Асфотаза альфа» общей стоимостью более 1,8 млрд рублей с московским ООО «Алексион Фарма». Фактически ФЦПИЛО является единственным заказчиком этой компании, подписав с ней в 2024 году контракты на поставку препаратов почти на 2,4 миллиарда. Сотрудничеству с подрядчиком не препятствует принадлежность «Алексион Фармы» иностранным владельцам – нидерландской компании «Алексион Холдинг Б.В.» и швейцарской «Алексион Фарма ГМБХ». Конечный бенефициар фирм-учредителей становится известен из официальной бухгалтерской отчетности «Алексион Фармы»: таковым через российское ООО «АстраЗенека Фармасьютикалз» является британско-шведская биофармацевтическая компания «AstraZeneca», штаб-квартира которой находится в Кембридже. Еще в 2020 году «AstraZeneca» и российский НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи объявили о начале сотрудничества в области клинических исследований комбинированного применения вакцин от коронавируса – «AZD1222» и «Спутник V». Вот только уже в марте 2021 года «AstraZeneca» оказалась в центре громкого международного скандала, связанного с отказом ряда стран Евросоюза от применения разработанной компанией совместно с Оксфордским университетом вакцины «AZD1222». Причиной стали побочные эффекты, в том числе, закончившиеся летальным исходом. Также известно об аффилированности «AstraZeneca» с международным инвестиционным фондом «BlackRock», о котором СМИ писали как о крупнейшем акционере фармацевтической компании. «BlackRock» со штаб-квартирой в Нью-Йорке управляет активами общей стоимостью 11,5 трлн долларов и имеет собственные интересы на Украине. В частности, в декабре 2022 года украинские власти заключили с «BlackRock» договор о «координации усилий по восстановлению страны», а в июне 2023-го при участии инвесткомпании «JPMorgan Chase» в Киеве для этих целей был создан специальный фонд. Аффилированность с офшорами и «BlackRock» не мешает высокопоставленным российским чиновникам лоббировать интересы той же «Алексион Фармы», а структурам «AstraZeneca» – «осваивать» миллиарды на бюджетных контрактах.

Бюджетные миллиарды для «Алексион Фармы»

Сразу после окончания новогодних праздников подконтрольный Минздраву «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» (ФКУ «ФЦПИЛО») определился с подрядчиком на поставку препарата «Асфотаза альфа»: контракт стоимостью более 1,8 млрд рублей и сроком исполнения 31 декабря 2025 года учреждение заключило с московской компанией «Алексион Фарма».

В тот же день, то есть, 9 января, руководство ФЦПИЛО подписало с ООО «Алексион Фарма» еще один контрактна поставку того же препарата и с тем же сроком исполнения, но меньшей стоимостью – 26,2 млн рублей. Вообще-то успеху компании можно позавидовать: только за декабрь от ФКУ «ФЦПИЛО» ей перепали подрядыобщей стоимостью почти 2,4 миллиарда на поставку противоопухолевых препаратов и препаратов для лечения заболеваний пищеварительного тракта и обмена веществ (к таковым относится и «Асфотаза альфа»).

Без учета последнего контракта, портфельгосзакупок«Алексион Фармы» превышает 11 млрд рублей, причем сотрудничает фирма главным образом с ФЦПИЛО. Справедливости ради заметим, что в декабре 2023 года контракт на поставку медицинских препаратов стоимостью 18,9 миллиона с компанией подписала Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко. А дальше, как из рога изобилия, посыпались подряды от ФЦПИЛО.

Примечательно, что зарегистрированная в 2011 году «Алексион Фарма» начала активно «осваивать» федеральные миллиарды только в 2024-м. Хотя, судя по финансовой отчетности, компания и раньше не бедствовала. Так, по итогам 2023 года «Алексион Фарма» задекларировала выручку в размере 67,3 млн рублей и прибыль в 3,8 миллиона. В 2022-м выручка составила 44,9 миллиона, прибыль – 2,6 миллиона, в 2021-м выручка – 43,4 миллиона, прибыль – 1,6 млн рублей и т.д.

Интересно будет ознакомиться с финансовыми показателями 2024 года и сравнить, насколько они выросли благодаря «заботе» со стороны ФКУ «ФЦПИЛО», которым с ноября 2020 года, то есть с момента создания, руководит Елена Максимкина. В 2013 году Максимкина была помощником министра здравоохранения (на тот момент этот пост занимала Вероника Скворцова), а затем возглавила Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава.

Офшорные «хозяева» подрядчика ФЦПИЛО

Но вернемся к ООО «Алексион Фарма», в столь краткие сроки вошедшему в число подрядчиков-фаворитов ФЦПИЛО. Основной вид деятельности предприятия – «научные исследования и разработки в области естественных и технических наук», штатная численность сотрудников, согласно данным за 2023 год – всего три человека. Но главное, на что обращаешь внимание – это иностранные владельцыкомпании: таковыми являются нидерландская «Алексион Холдинг Б.В.» (99,1%) и швейцарская «Алексион Фарма ГМБХ» (0,9%).

То есть, часть прибыли российского поставщика лекарственных препаратов с большой долей вероятности «оседает» на счетах в западных банках. На фоне санкционного противостояния это обстоятельство, видимо, нисколько не смущает ни госпожу Максимкину, ни чиновников Министерства здравоохранения. Как и тот факт, что Нидерланды, будучи членом Европейского Союза, включены в утвержденный федеральным правительством перечень недружественных России стран и территорий.

Дальше – еще интереснее. Из пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах ООО «Алексион Фарма» за 2023 год следует, что помимо вышеназванных западных фирм, российское юрлицо также связано с ирландской компанией «Алексион Фарма Интернейшенел Оперэйшнз Лимитед» и «прописанным» в Москве ООО «АстраЗенека Фармасьютикалз».

Остановимся на «АстраЗенека Фармасьютикалз». Компания зарегистрирована в 2005 году и специализируется на оптовой торговле фармацевтическими препаратами. Ее единственный владелец – британская «АстраЗенека Трежери Лимитед». С бюджетными подрядами у российской «дочки» британской фирмы ситуация обстоит не столь впечатляюще, как у «Алексион Фармы»: единственный контрактстоимостью 67,2 млн рублей на поставку препарата «Тиксагевимаб» компания подписала в сентябре 2022 года с «Агентством по закупкам (контрактной службой)» столичного Депздрава.

Тем не менее, по итогам 2023 года «АстраЗенека Фармасьютикалз» отчиталась о выручке в 67,5 миллиарда и чистой прибыли в размере 369,8 млн рублей. Для сравнения: годом ранее при выручке в 53,7 миллиарда компания ушла «в минус» на 14,5 млн рублей. Возможно, деньги, включая финансы от контракта с московским «Агентством по закупкам», банально перевели на счета «материнской» структуры?

Сомнительные достижения «AstraZeneca»

Опять-таки из пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах «Алексион Фармы» следует, что в июле 2021 года была закрыта сделка по приобретению «Alexion Group» (куда входит российский поставщик препаратов) компанией «AstraZeneca Plc», на сегодняшний день являющейся конечной контролирующей организацией перечисленных выше структур, включая «Алексион Фарму», «Алексион Холдинг Б.В.» и «Алексион Фарма ГмбХ».

Что же собой представляет «AstraZeneca», российским юрлицом которой руководит Ирина Панарина? «АстраЗенека» – международная научно-ориентированная биофармацевтическая компания, нацеленная на исследование, разработку и вывод на рынок рецептурных препаратов преимущественно в таких терапевтических областях, как онкология, кардиология, нефрология и метаболизм, респираторные и аутоиммунные, а также редкие заболевания», – говорится на сайте организации.

При этом подчеркивается, что базирующаяся в Кембридже, в Великобритании «АстраЗенека» представлена более чем в ста странах мира. Таким образом, российские бюджетные учреждения закупают лекарства у коммерческих структур, находящихся под непосредственным иностранным влиянием, более того, их центральная штаб-квартира расположена в одной из недружественных стран!

О покупке британско-шведской «AstraZeneca» американского производителя лекарств «Alexion Pharmaceuticals» СМИ сообщили в декабре 2020 года. Уточнялось, что сделка стоимостью 39 млрд долларов совершается с целью укрепления позиций «AstraZeneca» «в области иммунологии». Как писал«Коммерсант», компания считалась лидером в разработке вакцины от коронавируса, но в итоге она сдала позиции, уступив американским конкурентам «Pfizer» и «Moderna».

Тогда же, в декабре 2020-го, стало известно о начале сотрудничества «AstraZeneca» и российского НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи в области клинических исследований комбинированного применения вакцин от COVID-19 – «AZD1222» и «Спутник V». Тема внедрения «Спутник V» заслуживает отдельного разговора. Что же касается вакцины «AZD1222», разработанной «AstraZeneca» совместно с Оксфордским университетом, то уже в марте 2021 года страны Евросоюза одна за другой стали отказываться т ее применения из-за выявленных побочных эффектов, в ряде случаев ставших причиной летального исхода. Получается, отечественная медицина выбрала себе довольно сомнительного делового партнера?

Куда дотянулись «щупальца» «BlackRock»?

В истории сотрудничества с «AstraZeneca» есть еще один любопытный момент, связанный с акционерами британско-шведской компании. Из открытых источников известно, что одним из ее крупнейших совладельцев являлся крупный международный инвестиционный фонд «BlackRock», штаб-квартира которого расположена в Нью-Йорке. По данным на октябрь 2024 года, стоимость активов, находящихся под управлением инвестфонда, достигла исторического максимума и составила 11,5 трлн долларов (по оценкам экспертов, это больше, чем ВВП вместе взятых России, Китая и Индии). Среди прочих, «BlackRock» присутствует в капитале таких гигантов, как «Apple», «Microsoft», «Facebook», «McDonald’s», «Siemens» и др.

«Мощная группа по управлению активами BlackRock – это жестко мотивированная и нужным образом структурированная – с точки зрения преследуемых целей – мега-корпорация, хозяева которой, несмотря на все заверения о свободном рынке, акционерном капитале, демократических ценностях, «толерантности» и прочих политкорректных вещах, фактически задают тон в мировой экономике и преследуют свои собственные цели», – говорится в публикации на сайте «Фонда стратегической культуры».

Именно эта мега-корпорация в 2014 году настаивала на покупке «AstraZeneca» другого производителя фармацевтики – вышеупомянутой американской компании «Pfizer», однако сделка так и не состоялась. А в декабре 2022 года украинские власти заключили с «BlackRock» договор о «координации усилий» по восстановлению Украины, подразумевающий «направление инвестиций в наиболее актуальные и эффективные сектора экономики». С этой целью в июне 2023-го «BlackRock» и инвесткомпания «JPMorgan Chase» приняли участие в создании Киевом специального фонда.

У кого-то имеются иллюзии на счет про-российской ориентации интернационального «спрута» именуемого «BlackRock»? И, тем не менее, аффилированность с ним не мешает структурам «AstraZeneca» не просто работать в России, но «осваивать» миллиарды на контрактах с учреждениями Минздрава. Где в итоге оседают полученные финансы – большой вопрос, но не менее интересно, кто из высокопоставленных чиновников лоббирует интересы подконтрольной «AstraZeneca» «Алексион Фармы»?

Похожие записи

Не пропусти