Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков сообщил президенту о ходе реализации федерального проекта “Передовые инженерные школы”, который должен дообразовывать людей под реалии современной экономики. Денег на это уже потрачено много, но сама инициатива может прийти к такому же печальному концу, что и другие начинания министра.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков доложил Президенту РФ Владимиру Путину о том, как реализуется федеральный проект “Передовые инженерные школы” и как идет подготовка соответствующих кадров.
Доучивать недоученных
Проект в 2022 году привел к созданию 30 инженерных школ в 15 регионах, в 2023 году число таких учреждений увеличилось до 50 единиц. Они теперь есть во всех федеральных округах страны. Партнерами инициативы стали 160 компаний, которые потратили на нее 19,5 млрд рублей, еще 12 млрд рублей вложило государство.
Однако по задумке авторов, такие программы должны адаптировать уже получивших диплом людей к цифровой экономике. Получается, что российские ВУЗы не выпускают готовых специалистов и их приходится доделывать? Только если посмотреть на список участников, то мы увидим в нем много институтов и университетов. Организации будут получать деньги за то, что и так должны делать?
Среди партнеров проекта значатся крупнейшие госкорпорации – Росатом, Роскосмос, Ростех и т. д., но одно дело участвовать, а другое – брать человека на работу.
Идея доводки кадров не нова – она была в СССР, где крупные ведомства и предприятия доучивали выпускников институтов и техникумов, потому что самое лучшее образование в мире было чересчур академичным. Сегодня ситуация стала еще хуже – Россия не является законодателем технологических мод, если не брать сектор ОПК, вот и возникла идея проекта по компенсации разрыва с Западом.
Вместо бакалавриата непонятно что
Инженерные школы являются только одним из предложений Фалькова. В мае текущего года министр пообещал, что в России в 2025 году исчезнет понятие бакалавр, его место займет высшее и специализированное высшее образование.
Реформа вызвана отказом от Болонской системы, а также мнением, что бакалавриат недостаточен для овладения сложными специальностями, но страна по этим правилам жила 20 лет и ради них изменила систему высшего образования.
Непонятно, что будет дальше с огромным количеством бакалавров и магистров, тем более магистратуру Минобрнауки также хочет превратить в более сложную ступень. Только там в РФ находится кандидатская диссертация, и непонятно, что тогда делать с ней. Вводить единый PhD вместо кандидатов и докторов наук, как на Западе, в Москве не собираются, поэтому я не понимаю – что как и на ком будет стоять в новой системе Фалькова.
Обучение дронам
Еще одной инициативой Фалькова является создание программ обучения по применению беспилотников в гражданской сфере, в которых уже задействовано 70 университетов.
До СВО данной проблеме не уделяли внимания, а после того как FPV-дрон наряду с ракетой “Искандер”, ударным дроном “Ланцет” и управляемыми авиабомбами стал главным оружием ВС РФ в стране начался дроновый бум.
Фальков также поддержал введение в школах курсов по проектированию и созданию дронов, хотя большинство из них легко собирается из китайских комплектующих. Может быть, было бы лучше обратить внимание на производство компонентов?
Зато впечатляют цифры – в случае участия государства оборот беспилотного направления проекта Минобрнауки должен достичь 1 трлн рублей. Хотелось, чтобы эти деньги тратились в России, а не на закупку через посредников комплектующих в КНР.
Зачем рубить с плеча?
Инициативы Фалькова вызывают серьезные вопросы. Зачем стране передовые инженерные школы, если те же функции при приеме на работу выполняют участвующие в проекте госкорпорации? Зачем рубить с плеча и отменять бакалавриат, если страна натужно внедряла эту модель почти 20 лет? Не проще ли дать волю ВУЗам на постепенное адаптирование их программ к новым реалиям? А что касается дронов, то если убрать за скобки военное направление, то всё их применение должно быть завязано на российское производство. Иначе страна продолжит терять нефтедоллары на массовой закупке иностранных комплектующих.
Друг Собянин и подруга Дружинина
Претензии к Фалькову есть не только по его новациям, но и по его кадровой политике, которая уже обернулась серией вопиющих скандалов.
Фальков до назначения министром с 2013 по 2020 годы был ректором Тюменского государственного университета (ТюмГУ). Его взлет связывают с мэром Москвы Сергеем Собяниным, который является земляком Фалькова.
Скандально, но факт: после перевода на министерскую должность Фальков взял с собой в Москву Елену Дружинину и назначил даму своим заместителем.
В 2022 году Дружинина перешла на должность управляющего директора по научно-исследовательской деятельности “Ростеха”, который возглавляет хороший товарищ московского мэра Сергей Чемезов, причем у этой рокировки есть предыстория.
Дружинина в столице не растерялась – организация ее родной сестры Ирины Жуковой ФГАНУ “Социоцентр” проявляет завидную активность на госзакупках. Структура занимается проведением различного рода исследований и выполняет функции оператора программы “Приоритет-2030”, которая создана для увеличения вклада ВУЗов в достижение национальных целей развития. Результаты проекта совсем не впечатляют, но деньгами он обеспечен хорошо, и люди Фалькова этим пользуются.
ФГАНУ “Социоцентр” является поставщиком по пяти госконтрактам на сумму в 12,1 млн рублей и заказчиком по 565 госконтрактах на сумму в 1,2 млрд рублей, фактически все это деньги Минобрнауки Фалькова.
Дальше больше: в пятерку крупнейших поставщиков “Социоцентра” входило ООО “Вектор” с нулевой выручкой за 2021 год. РИА “Катюша” утверждает, что деньги таким путем выводились в офшоры, а через них в ОАЭ, где у Фалькова с Дружининой якобы есть двухярусная квартира за 2 млн долларов с хрустальной ванной, в которой, видимо, хорошо думается о высшем образовании в России.
Фальков и Дружинина не скрывают личные отношения – то, что они вместе отдыхали на курорте “Алтай Вилладж” не является секретом, хотя такое корпоративное сплачивание запрещается бюрократическими правилами.
Скандалы с окружением
В 2021 году были выдвинуты обвинения против замглавы министерства просвещения Марины Раковой за мошенничество с госконтрактами на 50 млн рублей. Ракову наряду с Дружининой считают протеже главы Минобрнауки.
Еще один случай касается директора ФГБУ “Урал Академический” Павла Ваганова, который замешан в покупке дорогостоящего авто за бюджетные деньги, а также в контрабанде денежных средств. Этот чиновник также был 34 раза привлечен УФАС Свердловской области к административной ответственности.
По каждому из этих прецедентов суд назначил штраф, который оплатило государство. Несмотря на это Ваганов продолжает числиться на должности, потому что близок к Фалькову.
Прозападные люди Фалькова
Министр везде ставит своих людей и делает это не только через хрустальную ванну. Среди его многочисленных ставленников следует назвать ректора Горно-Алтайского государственного университета Виктора Недельского (он был назначен, несмотря на большое количество плагиата в диссертации) и ректора МФТИ Дмитрия Ливанова.
Недельский публично отказался поддержать СВО, а затем переехал на постоянное место жительство во Францию, а Ливанов уже после февраля пригласил в МФТИ главреда “Новой газеты” Дмитрия Муратова (признан иноагентом на территории РФ), который в 2021 году получил Нобелевскую премию мира, а в 2022 года потратил ее “на помощь украинским беженцам”. Лекция проходила на тему конфликт поколений после СВО.
Фальков везде продвигает свои кадры для проведения в ведомстве собственной политики, но почему-то эти люди отдают то госконтрактами, а то откровенной русофобией.
Линия Фалькова по отношению к Западу является двуличной. С одной стороны, он отменяет бакалавриат, который появился в результате сближения российской и западной систем образования, а с другой – министр стимулирует написание научных статей в англоязычных журналах для роста индекса цитируемости Хирша. Ключевой показатель для западной науки продолжает иметь большое значение и в России.
Под него выстроена система оплаты труда российских ученых – стимулирующая надбавка начисляется только за статьи и участие на конференциях, причем российская конференция стоит один балл, а международная целых двадцать баллов.
Близкие к Фалькову ученые Искандер Тайманов и Андрей Миронов после начала СВО участвовали в западных мероприятиях, где Россию из-за СВО называли “агрессором” и “варварской страной”. На все это Минобрнауки закрывает глаза, видимо, считая развитием российской науки в сложный период.
А главное, что существующая система мотивирует молодые кадры работать с западными структурами, делать для них материалы и уезжать из страны. Вот зачем мы создаем инженерные школы, когда лучших людей сами же мотивируем на отъезд?
Фальков продвигает мегапроекты, которые требуют больших денег и не дают в стиле Роснано гарантированного результата, одновременно с этим он покрывает людей, которые работают с Западом и участвуют в мероприятиях антироссийской направленности. С одной стороны, он как бы патриот, а с другой, условно говоря, “прозападный крот”. И учитывая тот шлейф скандалов, который в последние два года тянется за Фальковым, прозападная часть этого двуликого януса выглядит сильнее.