7.8 C
Москва
Четверг, 21 ноября, 2024

В центре внимания

“Головная боль” Потанина

Компания «Crispian Investments», контролируемая Романом Абрамовичем вместе с Александром Абрамовым и Александром Фроловым, продала на Московской бирже 1,7% ГМК «Норникель». Объем размещения составил около 551 млн. долларов. В сделке было запрещено участвовать структурам двух основных акционеров — Владимира Потанина (владеет 34% Норникеля) и Олега Дерипаски (через UC Rusal владеет почти 27%). Организаторами сделки выступили Citi, ВТБ Капитал и Credit Suiss.

Ранее Crispian уже пытался продать акции ГМК: в феврале 2018 года компания получила от Bonico Holdings, бенефициаром которой является президент Норникеля Владимир Потанин, оферту на покупку почти 4% акций ГМК за 1,47 млрд. долларов. В соответствии с акционерным соглашением Crispian предложила купить пакет Русалу и Whiteleave Holdings (структура Интерроса, которая в тот момент владела 30,4% акций «Норникеля»).

К середине марта Интеррос закрыл сделку по покупке 2,1% акций. Но Русал оспорил решение в Высоком суде Лондона. И акции вернулись к Crispian.

Г-ну Потанину тоже приходится все время быть начеку. Пятый год подряд продолжается дележка имущества с экс-супругой: госпожа Потанина продолжает натиск на офшоры олигарха.

Но г-н Потанин, оказывается, гол, как сокол, потому что все его активы скрыты «под корпоративной вуалью». Есть и еще одна «головная» боль, о которой Потанин говорить не любит: адское SOSтояние производства, в модернизацию которого почти ничего не вкладывается. Именно поэтому инспектировать свои «угодья» олигарх ездит, держа под боком кислородные баллоны: здоровье ведь в аптеке не купишь!

В Театр одного актера весь билет продан!

Говорят, что Роман Абрамович продал акции на Московской бирже в интересах г-на Потанина. Да и сам Олег Дерипаска обвинил совладельцев Норильского никеля в сговоре еще в мае 2018 года.

Дерипаска уверен, что компании Whiteleave Владимира Потанина и Crispian Романа Абрамовича и Александра Абрамова вступили в сговор, договариваясь об условиях продажи 4% акций Норильского никеля, принадлежащих Crispian, чтобы сделать их невыгодными для UC Rusal. Об этом заявил Максим Соков, президент En+ ( основного акционера UC Rusal), в Высоком суде Лондона.

Лондонский суд в мае 2018 года рассматривал иск UC Rusal. Компания Дерипаски оспаривала условия продажи 4% Норникеля. Ответчиками были Whiteleave и Crispian. В рамках предварительных слушаний стороны уже договорились, что этот пакет пропорционально выкупают основные акционеры компании — Whitеleave Потанина.

Однако компания Дерипаски, получив право купить 1,9%, назвала цену завышенной, а саму сделку вынужденной.UC Rusal также увидела дополнительный стимул для Абрамовича пойти на сговор в том, что Потанин дал понять, что Норникель купит у структур бизнесмена Баимское месторождение. Олег Дерипаска против этой сделки. Он неоднократно указывал на отсутствие инфраструктуры в арктической зоне.Дерипаска твердо уверен: Потанин и Абрамович, заранее сговорившись по этой сделке, специально завысили цену акций Норникеля в оферте Crispian, чтобы UC Rusal ее не смогла принять. Все это может быть частью плана по продаже Потанину всех 6,3% Норникеля, принадлежащих Crispian.

Владимир Потанин в своих показаниях для суда отрицает, что эти две сделки — продажа 4% Норникеля и Баимского месторождения как-то связаны.Что в итоге? Роман Абрамович слил акции на бирже в интересах Потанина. И таким образом дал возможность Потанину купить акции по факту поштучно. Таким образом, с одной стороны идет прямое нарушение решения Лондонского суда, а с другой формально как будто бы все законно. Вот такая загогулина. Но ведь это же можно расценивать как аферу чистой воды!»Жемчужина» раздора.

Но, похоже, господин Потанин считает, что все законно, поскольку Дерипаска совершенно случайно залетел в Норникель. И помог ему в этом Михаил Прохоров, когда-то сильно друживший с Потаниным. В этом году будет 25 лет, как господин Потанин стал хозяином Норникеля. И когда летом 1994 года акции «Норникеля» выставляли на чековый аукцион, всенародный аллерген Анатолий Чубайс назвал этот лот «жемчужиной приватизации». За обладание этой жемчужиной разразилась нешуточная борьба. Впрочем, она идет и сегодня.

Конфликт между Потаниным и Дерипаской начался в 2008 году, после того как UC Rusal купила долю в Норникеле. Дерипаска выступал за щедрые дивиденды, поскольку UC Rusal должна была обслуживать свой огромный долг. Потанин настаивал на объемных инвестициях в развитие. В 2012 году им удалось договориться о мировой при помощи Романа Абрамовича. Г-н Абрамович, купив миноритарный пакет акций, стал гарантом соблюдения соглашения, по которому дивиденды компании закреплялись на высоком уровне. Соглашение предусматривало и запрет на снижение доли Абрамовича до уровня менее 2,5% до декабря 2017 года. По истечении этого срока Crispian решила продать большую часть своего пакета.

Отношения акционеров Норникеля обострились в середине февраля с.г., когда Crispian Романа Абрамовича и Александра Абрамова решила продать 4% компании Потанину. Интеррос Потанина заявил о готовности заплатить 1,48 млрд.долларов. Но Crispian предложила участвовать в сделке и UC Rusal: выкупить пропорциональную долю этого пакета. Олег Дерипаска предложение принял, но одновременно подал иск в Высокий суд Лондона с требованием запретить сделку. UC Rusal считает цену, заявленную Интерросом, завышенной, а также опасается, что эта сделка подорвет баланс интересов двух крупнейших акционеров Норникеля -Интерроса и UC Rusal. Дальнейшие события уже известны.

Но вернемся к событиям 25-летней давности. Надо заметить, что чековая приватизация затрудняла приобретение контроля над компанией. Именно по этой причине Совет директоров РАО (прежняя юридическая форма компании) «Норильский никель» разработал условия передачи государственных акций в доверительное управление ОНЭКСИМ-банку, который принадлежал Потанину и Прохорову. Потанин соглашается, что акции должны быть выставлены на аукцион. И залоговый аукцион по «Норникелю» выигрывает ОНЭКСИМ. Однако его соперник — банк «Российский кредит» заявляет, что будет обжаловать результаты в суде. Ведь ОНЭКСИМ дал за 28% акций Норникеля всего лишь 170 млн. долларов, а банк «Российский кредит» предлагал 355 млн. «зеленых».

Это был очень громкий скандал из-за «жемчужины». Но победа в итоге досталась Потанину: он всегда знал, на какую «кнопку» нужно нажать. Но тогда он еще не знал, какие «подводные камни» его ожидают. И что конфликт с господином Дерипаской будет длиться годами. И этот конфликт, похоже, набирает новые обороты.

Но почему Потанин, вскоре после «прихватизации» Норникеля начал «выжимать» Михаила Прохорова из компании? По всей видимости, боялся конкуренции и неожиданных кульбитов, тем более трения между Дерипаской и Прохоровым уже начались. И Прохорову пришлось согласиться на отставку с поста генерального директора. Начался раздел совместных активов стоимостью 30 млрд. долларов. В какой-то момент бизнесмены решили просить помощи у своих партнеров. Потанин обратился к Алишеру Усманову, Прохоров озадачил Олега Дерипаску. И вскоре Дерипаска подписал протокол о продаже UC Rusal пакета акций Норникеля. Русал предложил господину Прохорову млрд. долларов и 11% акций Русала. В апреле 2008 года эта сделка была завершена.

Но тут случился кризис 2008 года. И г-н Дерипаска чуть не загремел под фанфары: акции Норникеля покупались на кредиты западных банков, залогом которых и служили. И Русал перекредитовался в ВЭБе на 4,5 млрд. долларов.

С тех пор прошло почти 11 лет, но Потанин и Дерипаска по-прежнему в контрах: в конце февраля 2018 года в Высоком суде Лондона прошел новый процесс по делу о конфликте Потанина и Дерипаски за контроль над ГМК «Норильский никель».

Хрупкий мир между основными акционерами Норникеля был нарушен с появлением права у господина Абрамовича выйти из состава акционеров компании. Делает он это, по всей види¬мо¬сти, под сильным давлением Владимира Потанина.

Но Олег Дерипаска всячески пытается добиться увеличения дивидендов от Норникеля на уровне $2,5 млрд. Но Потанин готов выплатить на $1 млрд. меньше. Алая река

Но переступает законы господин Потанин не только во взаимоотношениях с партнерами. Производственные вопросы на ГМК «Норникель» тоже решаются без оглядки на законность. За 25 лет владения уникальным предприятием, Владимир Потанин мало что сделал для того, чтобы облегчить тяжелый труд своих рабочих в этом явно «некурортном » регионе России.

Норникель — стратегическая по всем меркам компания. И производства Горно-металлургического комбината являются градообразующими на огромной территории Таймырского и Кольского полуострова. И совсем не позавидуешь людям, которые живут и работают в этом суровом углу. Они вынуждены существовать в тяжелейших условиях.
— Экологическая прозрачность компании Норникель крайне низкая, — рассказывает доктор биологических наук, профессор Владимир Дроздов.- У общественности нет доступа к системе отчётности о природоохранной деятельности Норникеля.

В сентябре 2016 года в соцсетях появились жуткие фотографии: огромная река алого цвета в окрестностях Норильска. Река Дылдыкан, как тогда объяснил Норникель окрасилась в алый цвет из-за аномальных дождей. Но в соцсетях шли обсуждения, что на Норникеле прорвало пульпопровод.

Компания заявила, что проводила реконструкцию хвостохранилища и хвостопровода цеха гидрометаллургии Надеждинского металлургического завода. В сентябре проводились финальные работы по монтажу участка трубы. И якобы из-за аномальных дождей через одну из дамб произошёл перелив воды.

Она и попала в реку Далдыкан. Река окрасилась солями железа, которые — как сообщили в Норникеле — неопасны для людей и растительного мира.

Но 7 сентября 2016 года Министерство природных ресурсов РФ сообщило, что река Далдыкан была загрязнена неустановленными химическими веществами.

В компании опять отвергли все обвинения в загрязнении.

Вспоминается в этой связи и акция наших коллег -журналистов из газеты «Правда Норильска». Они специально приехали в Москву, чтобы рассказать о том, как живется вблизи огромного предприятия. Журналисты пришли к столичному офису Норникеля. Принесли свою газету, выпуск которой был посвящен работе Норникеля: зарплата рабочих на вредном промышленном предприятии — 40 тыс. рублей, а цены в Норильске в 4 раза выше московских. Коммунальное хозяйство трещит по швам, а качество воздуха такое, что количество раковых больных растет год от года. Но господин Потанин продолжает выстраивать шарады и ребусы в своем многомиллиардном бизнесе: его, по всей видимости, постоянно волнуют, в первую очередь, акции Норникеля. И то, что изрядное их количество пока еще находится в собственности главного оппонента.

Но волнует ли это Потанина? А Дерипаску? У каждого из них- свои цели, но они сугубо личного характера. Тем более Потанин, как это подтверждают очевидцы, всегда приезжает в Норильск с кислородными баллонами!

В 2010 году Росстат признал Норильск самым загрязненным промышленным городом. Летом 2018 года в Норильске прошел красный дождь. Норникель объяснил причину «красного дождя» оседанием пыли с крыши одного из зданий Надеждинского металлургического завода. Виновником якобы оказался ЦПЭС-1 (Цех производства элементарной серы).

Информация о том, что в Норильске прошел «красный дождь» появилась в социальных сетях. Жители Норильска размещали фотографии, на которых были видны лужи красно-бурого цвета и автомобили, политые красным дождем.

Но Норникель даже не оправдывается за свои проступки, он все время утверждает, что никаких аварий или ЧП не было и нет, но факты — вещь упрямая. Но почему тогда г-н Потанин путешествует в зоне работы промышленного гиганта с кислородными «подушками»?

Аварии и гибель горняков За последние 20 лет (Потанин, напоминаем, владеет компанией 25 лет) на шахтах Норникеля произошло несколько серьезных аварий с человеческими жертвами: 11 марта 1999 года на шахте «Ангидрит» рудника «Кайерканский» при взрыве погибли 3 шахтера. 15 марта 2001 года на руднике «Заполярный» погибли 2 горнорабочих и 4 шахтера получили тяжелые травмы.

27 августа 2003 года в шахте рудника «Октябрьский» в результате обрушение горных пород погибли 2 шахтёра. 8 ноября 2003 года опять в шахте рудника «Октябрьский» из-за обвала горной породы погиб шахтер.

11 сентября 2015 года снова в шахте рудника «Октябрьский» из-за обрушения стены погибли 2 шахтёра. 25 февраля 2016 года на шахте «Маяк» рудника «Комсомольский» погиб 1 горнорабочий. 15 ноября 2016 года на руднике «Октябрьский» погиб горный мастер. 7 июля 2017 года в шахте рудника «Заполярный» при взрыве метана погибли 4 шахтера.

И, по всей видимости, пока г-н Потанин находится в ожесточенной борьбе за акции Норникеля и нейтрализации Дерипаски, эти аварии с жертвами будут продолжаться?

3 самолета и 3 яхты Масштабная модернизация на предприятиях Норникеля только планируется. Никелевый завод 1942 года постройки закрыли в Норильске только 2 года назад. Этот завод отравлял жизнь: в атмосферу в год выбрасывалось до 400 тыс. тонн диоксида серы.

Но зато г-н Потанин купил себе третий реактивный самолет Gulfstream G650 и спустил на воду третью яхту. Стоимость самолета — 65 млн. долларов. А в ангаре у Владимира Потанина есть еще два почти идентичных Gulfstream G550: и каждый стоит по 55 млн. долларов. А яхты г-н Потанин заказывает только на верфи Oceanco в Голландии. Последнее приобретение — яхта » Barbara» длиной более 88 метров, стоимостью 250 млн. долларов.

Экс-супруга Владимира Потанина Наталья Потанина¸ с которой он пятый год делит свое имущество, вынуждена была обратиться в суд на Кипре с требованием об аресте имущества. До суда на чудесном острове Кипр Наталья Потанина дошла из-за того, что почти все семейное имущество оформлено на кипрские офшорные компании. В том числе, и пакет акций «Норильского никеля».

Бракоразводный процесс начался в декабре 2013 года. В феврале 2014 года супруги развелись. И госпожу Потанину интересует ровно половина состояния: оно сегодня оценивается в 19 млрд. долларов. В первой семье Потанина — 3 детей. В иске, который находится в производстве Пресненского суда Москвы, бизнесмен утверждает, что семья распалась еще в 2007 году. Потанин настаивает на разделе лишь того имущества, которое было приобретено в тот период. Таким образом, общая стоимость имущества, предлагаемого к разделу, не превышает 140 млн. долларов. И именно по этой причине в списке активов не значатся доля в Норникеле и счета в зарубежных банках.

Адвокат Натальи Потаниной, Филипп Рябченко, сообщил, что согласно иску г-на Потанина, все нажитое им до начала 2007 года и подлежащее разделу имущество составляет несколько земельных участков, самый крупный из которых имеет площадь 16 соток, квартиру в Москве, часовню в Подмосковье, а также несколько банковских счетов, остатки средств на них составляют — 13 тыс. руб., 61 евро, 52 050 руб. 50 копеек.

-При таких обстоятельствах не совсем понятно, что мог делить миллиардер Прохоров с бизнесменом Потаниным? Навряд ли предмет их спора составляла часовня или дачные участки в Подмосковье, — удивляется адвокат Филипп Рябченко.

И офшоры пока высокой стеной отгораживают Наталью Потанину от активов г-на Потанина. И суд утверждает: акциями ГМК «Норникель» владеет некое третье лицо. Возможно, Владимир Потанин боится, что если вдруг экс-супруга получит хотя бы часть акций, то войдет в сговор с Олегом Дерипаской? И они вместе отомстят Потанину?

Так или иначе, война между Потаниным и Дерипаской продолжается. Но кто теперь ответит и за «аферу» со сливом акций?

Всплыла и такая пикантная подробность: на роль миротворца в конфликте интересов Потанина и Дерипаски некоторое время тому назад был приглашен зять первого президента, он же бывший руководитель администрации Бори¬са Ельцина господин Юмашев. Именно Валентин Юмашев и пригласил Романа Абрамовича для того, чтобы хотя бы для видимости примирить Потанина с Дерипаской. И «правильно» поделить все то, что еще можно делить.

Но, похоже, скандал выходит на новый круг.

 

Похожие записи

Не пропусти