С 1 января 2024 года в России будет запущена система мониторинга хода строительства объектов с федеральным финансированием. “Новинку” анонсировал вице-премьер Марат Хуснуллин, и он же может стать основным бенефициаром этого начинания.
Система мониторинга может привести к серьезным перекосам в строительной отрасли. На рынке опасаются, что такой контроль может обернуться массовыми подкупами госструктур застройщиками. Как следствие – уголовными делами и срывами сроков работ. В плюсе окажутся только близкие Марату Шакирзяновичу компании?
Система мониторинга, которую так активно предлагал и лоббировал Хуснуллин – это не про видеокамеры на стройках. Точнее, не только про камеры. Мониторинг будет осуществляться на всех этапах, начиная с подачи документов, заканчивая выдачей разрешения на ввод здания в эксплуатацию.
Формально это должно повысить исполнительскую дисциплину и ответственность застройщиков. В реальности – это еще одна серия административных препятствий, устранять которые застройщики будут посредством “коррупционной смазки”.
Понимает ли это Хуснуллин? Наверняка. Это позволит ему и людям из его команды установить тотальный контроль над строительной сферой страны, в которой задействованы бюджетные средства. А кто влияет на выделение бюджетных средств на строительство, как не Кабинет министров?
Все это, разумеется, будет проходить и через Минстрой. А там уже сидит давний друг и соратник Марата Хуснуллина Ирек Файзуллин. Он работал с нынешним вице-премьером еще в стройкомплексе Татарстана, и был “выписан” в 2020 году, как раз под новый Кабмин. Причем “протащил” его именно Хуснуллин, а не бывший шеф последнего, мэр Москвы Сергей Собянин.
И кто же удивится, узнав, что у семьи Ирека Файзуллина обнаружили дорогую недвижимость, которую он непонятно как заработал – стоимостью 20-30 млн рублей? Правда, министр предусмотрительно продал ее за месяц до назначения. Возможно, это и вовсе была не его недвижимость, а он выступал лишь в роли “кошелька” вице-премьера?
Сейчас ходят слухи, что из-за набравшего вес Хуснуллина тот совсем “отбился” от Собянина и имеет собственные премьерские амбиции. Но ситуация интересней: московская мэрия, как минимум, стройкомплекс, буквально забита людьми Марата Шакирзяновича.
Чего стоит только глава Москомэкспертизы Евгений Шмагин. Как и Хуснуллин, он родился в городе Чистополь. Ранее он занимался бизнесом – был партнером владельцев гостиницы “Чистополь” Алины и Розы Хуснуллиных. Это дочь и мать чиновника. Причем изначально гостиница принадлежала Министерству земельных и имущественных отношений Татарстана. Но “хуснуллинским” оно нужнее, чем государству.
А теперь вот господин Шмагин ведает разработкой рекомендаций и контролем экспертизы проектно-сметной документации для всех объектов строительства в Москве.
Кроме того, с 2005 по 2013 годы Шмагин трудился в должности гендиректора ОАО “Таткоммунпромкомплект”, который частично принадлежит Татарстану. Именно при Хуснуллине это предприятие было акционировано, превратившись из ГУПа в ОАО. Сейчас структура имеет госконтрактов в качестве поставщика на 282 млн рублей. Но в Москве при Хуснуллине денег больше, поэтому Шмагин и переехал в столицу.
Уйти, чтобы остаться (в мэрии)
Еще в бытность заместителем мэра столицы Марат Хуснуллин, по сути, подчинил себе “Москомстройинвест” – комитет по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства. Т.е. одну из главных строительных инстанций города.
С 2019 года “Москомстройинвест” возглавляла Анастасия Пятова. Ранее, с 2011 года, она трудилась в должности замруководителя учреждения. Пятова – человек Марата Хуснуллина, она приехала за ним в Москву из Казани. С 2002 по 2011 чиновница работала в Минстрое Татарстана, который до конца 2010 года возглавлял именно Марат Шакирзянович.
Поговаривали, что Пятова могла решать вопросы по дольщикам – кому дать добро, кому не дать добро на “прищучивание” нерадивых застройщиков. В 2018 году в отношении неустановленных лиц “Москомстройинвест” возбудили уголовное дело из-за ситуациями с дольщиками ЖК “Царицино”, которые, несмотря на все “усилия” хуснуллинских чиновников никак не могли въехать в свои квартиры. Но тогда беда миновала Пятову.
А в 2023 году, после переизбрания Сергея Собянина, он “отодвинул” Пятову от “Москомстройинвеста”, назначив на эту должность близкого себе Игоря Войстратенко. Но тут два момента. Во-первых, все замы у него остались еще пятовско-хуснуллинские, например, Альберт Плужников.
И второе – Пятова осталась ответственным секретарем градостроительно-земельной комиссии, которую возглавляет лично Собянин. Этот орган одобряет и утверждает все новые девелоперские проекты в столице. Т.е. Пятова и “хуснуллинские” так никуда и не ушли! А ведь девелоперские проекты – это миллиарды и миллиарды. Как они пройдут мимо Марата Шакирзяновича?
Еще одна область приложения сил: транспортное строительство, а конкретней, транспортно-пересадочные узлы, а также муниципальное жилье. Этим ведает принадлежащий мэрии “Мосинжпроект”, где заместителем директора трудится другой хуснуллинский человек, очередной земляк вице-премьера Альберт Суниев. Поговаривают, что именно он реальный руководитель учреждения, и именно он решает, какой крупной компании отдать проект того или иного ТПУ.
Видимо, это с его подачи проект по строительству ТПУ “Нагатинская”, один из крупнейших инфраструктурных проектов столицы, получила скандальнейшая ГК “Киевская площадь” олигарха Года Нисанова.
В какой-то момент компанию по строительству ТПУ возглавлял сын Дмитрия Рогозина Алексей: слухачи связывали это с якобы имевшимися у Нисанова желанием получить под застройку земли космического центра им. Хруничева. Но не срослось.
Суниев же занимает и хлебную должность главы “Управления экспериментальной застройки микрорайонов” (УЭЗ), которое ведает всем муниципальным жильем столицы. Благодаря стараниям Хуснуллина в последние годы в УЭЗ “влили” целый конгломерат компаний – ОАО “Моспроект-4”, ОАО “Институт Моспроектстройиндустрия”, ОАО “Центр-Инвест”, ГУП “СтройИнвест”, ОАО “Мосреалстрой”. Можно с высокой долей уверенности предположить, что без одобрения Хуснуллина они и чихнуть не могут.
Т.е. столица под Хуснуллиным. Но сейчас ставка выше – он пытается взять под контроль все финансовые потоки на строительство на федеральном уровне. Его давнее заявление о том, что необходимо масштабировать программу реновации на всю страну – из этой же оперы. Кому достанутся громадные подряды – решит Хуснуллин?
Другая его “фишка” – контроль над проектами по строительству метро в разных городах страны (что он пока что признал нецелесообразным – видимо, еще не успел договориться), а также все крупные стройки в новых регионах РФ.
И он же, Хуснуллин, после попадания в Правительство перехватил у Виктории Абрамченко контроль за Росреестром, после чего представил масштабный план строительства по всей стране. Ключевым является источник финансирования – это бюджетные средства, деньги ФНБ и институтов развития (таких, как ВЭБ). Т.е. опять же за счет граждан и государства, а прибыли – застройщикам, которые могут поделиться с чиновниками.
Кто кому занесет?
После ввода новой системы мониторинга проектов строительства в России может быть создана и закреплена колоссальная система откатов застройщиков для госструктур. И, кажется, на более низком уровне она уже работает.
В качестве примера приведем компанию “Монотек Строй”, учредителей которого связывают с Маратом Шакирзяновичем. Не секрет, что он давно дружит с главой Нижегородской области Глебом Никитиным. И как раз недавно “Монотек Строй” была выбрана подрядчиком по строительству IT-кампуса нижегородского университета за 41 млрд рублей. Других желающих не нашлось?
При этом без этого контракта у компании подрядов на 36 млрд. рублей. А 50% фирмы принадлежит барбадосскому офшору “ТЕКНИКОН ЯПЫ АНОНИМ ШИРКЕТИ”. Туда и отправятся бюджетные деньги?
А другая половина принадлежит ООО “Аметист Групп”, в которую входят компании, зарабатывающие на разборе и сносе зданий в Москве. Этим ООО владеет и руководит Марат Хафизов – давний соратник Хуснуллина еще по казанским временам. И он же бывший президент компании АО “Москапстрой”, которую при Хуснуллине частично продали АФК “Система”, потом выкупили обратно за огромные деньги, а сегодня у нее подрядов на 28 млрд рублей в качестве поставщика.
Кроме того, вице-премьеру пытаются приписать связи со многими другими стройкомпаниями, которые, что называется, “могут заносить”. Среди прочих, это компания ООО “ПремиумСтрой”, которая ни с того, ни с сего получила право застройки леса рядом с Барвихой, против чего грудью встали местные жители.
Экологические проблемы идут рука об руку со стройкой. Тем паче вызывает множество вопросов согласование некоторых проектов, которые вызвали настоящий ажиотаж у защитников природы.
Например, на уровне Правительства была согласована частичная вырубка деревьев в Волго-Ахтубинской пойме (заказник на стыке Волгоградской и Астраханской областей, а также Республики Калмыкия). А все для строительства трассы, которую ведет ГК ЕКС, которую связывают с олигархами Ротенбергами. Надо полагать, на той стройке тоже появятся камеры и датчики для системы мониторинга от Хуснуллина?
Таким образом, простым российским обывателям на стоит радоваться, что теперь то строителей возьмут на контроль. На контроле находятся бюджетные средства, которые перетекают к людям, чьи интересы могут пересекаться с интересами вице-премьера и его команды. Следствием могут стать уголовные дела, которые не ускорят, а отсрочат введение объектов в срок.