Группа «Киевская площадь», принадлежащая миллиардерам Году Нисанову и Зараху Илиеву, и бизнесмен Алексей Сагал, владелец группы «Арнест», активно скупают активы ушедших из России западных компаний. Через доверенных лиц, таких как Роберт Узилов и Марта Селиверстова, они реализуют масштабные сделки, которые могут указывать на совместные проекты. Эти операции, поддерживаемые высокопоставленными связями, вызывают вопросы о прозрачности и интересах государства.
Покупка «Времен года» и роль Узилова
В 2025 году ООО «Достижение», связанное с «Киевской площадью», приобрело московский торговый центр «Времена года» на Кутузовском проспекте за 16 миллиардов рублей. Компания, единственным участником аукциона, принадлежит Роберту Узилову (74%) и ООО «Весна» (26%), которым управляет Мардахай Нисанов, родственник Года Нисанова. ТЦ, построенный в 2007 году, известен как люксовый комплекс, но требует модернизации стоимостью около 1 миллиарда рублей после оттока западных брендов, таких как Chanel и Dior, в 2022 году.
Покупка «Времен года» — не первая сделка Узилова. В 2024 году он через АО «Марс», оформленное на Марту Селиверстову, приобрел активы шведской «Ingka Group» (материнской структуры IKEA), включая 80 гектаров земли в Московской, Ленинградской и Челябинской областях за 750 миллионов рублей. Также Узилов выкупил дистрибьюторский центр IKEA в Есипово (180 тысяч м²) за 16–18 миллиардов рублей и инвесткомпанию «Юго-восток» с 20 тысячами м² складов в Люблино.
Селиверстова и связи с Сагалом
Марта Селиверстова, номинальный владелец АО «Марс», до июня 2024 года была финансовым директором холдинга «Объединенные пивоварни», созданного на базе российских активов Heineken. Эти активы в 2023 году за 1 евро приобрела группа «Арнест» Алексея Сагала, взяв на себя долг в 100 миллионов евро. Сагал, которого СМИ называют крупнейшим бенефициаром ухода западных компаний, также скупил российские подразделения Oriflame и Ball Corporation, оцениваемые в 1 миллиард долларов.
«Арнест», производящий аэрозоли (лаки «Прелесть», «Дихлофос»), до СВО владел заводом в Шотландии, проданным в 2022 году за 179 фунтов некой Майе Шаммас из ОАЭ, что может указывать на переоформление активов. Сагалу приписывают эстонское гражданство, а его дочери Марии — двойное гражданство. Мария владеет ООО «ВДА», показавшим в 2024 году прибыль 1,1 миллиарда рублей при выручке 1,8 миллиона.
Политические связи и поддержка
Успех «Киевской площади» и «Арнеста» во многом обусловлен связями с властью. Среди партнеров Узилова — Наор Азраев и Альфред Захаряев, связанные с Нисановым. Азраев — совладелец ООО «Высотка» с Ильгамом Рагимовым, однокурсником Владимира Путина, и ООО «МФК» с Артемом Дюминым, братом помощника президента Алексея Дюмина. Сагал пользуется поддержкой вице-премьера Дениса Мантурова, создавшего на базе «Арнеста» аэрозольный кластер с господдержкой, и главы ВТБ Андрея Костина, чей банк в 2019 году выделил группе 5 миллиардов рублей кредита.
Елена Сагал, экс-супруга Алексея и его деловой партнер, представляла Ставрополье в Совете Федерации в 2009–2012 годах. Однако попытка «Арнеста» поднять цены на алюминиевые банки в 2023 году вызвала критику Минпромторга, напомнившего Сагалу о кредите ФРП на 6 миллиардов рублей.
Скандалы и вопросы
«Киевская площадь» не избежала обвинений в рейдерстве: бизнесмен Ильгар Гаджиев заявил о захвате его компании «SDI Group» Нисановым. Подозрения вызывают и связи Нисанова с семьей сенатора Дмитрия Рогозина, намекающие на коррупцию. Сагал, в свою очередь, оказался под прицелом из-за монополизации рынка алюминиевых банок.
Сделки через Узилова и Селиверстову могут быть частью совместного проекта Нисанова, Илиева и Сагала. Их способность скупать активы за символические суммы или с использованием госбанковских кредитов поднимает вопрос: не являются ли эти операции игрой в интересах узкого круга лиц? Расследование таких связей может выявить, насколько бизнес-империи олигархов соответствуют государственным интересам.