Сегодня 48 лет исполняется Генеральному прокурору Российской Федерации Игорю Викторовичу Краснову. Наша редакция поздравляет главного российского прокурора и хочет напомнить читателям о его профессиональном и жизненном пути.
Игорь Краснов родился и учился в Архангельске. После школы поступил в Поморский государственный университет им. Ломоносова (ныне Северный федеральный университет) в родном городе, выбрав юридический факультет, который окончил в 1998 году.
В следственные органы Краснов устроился еще будучи студентом – на последних курсах ВУЗа. Причем работать он начинал в те самые печально известные и лихие 90-ые года. Как позже вспоминал сам Игорь Викторович, у него в производстве, как и у других следователей, иногда одновременно находилось до 16 уголовных дел. В том числе связанных с заказными убийствами и бандитизмом.
Так что школа у Краснова была максимально жесткой. Включая и серьезные риски для жизни и здоровья самих сотрудников правоохранительных органов. Такое было время. Впрочем, угроза их жизни и здоровью есть всегда – такая работа.
В 2006 году, показав себя с лучшей стороны, Игорь Викторович переходит на работу в Москву. Там он получает должность в Центральном аппарате Генпрокуратуры России. Причем происходит это как в период подготовки к созданию новой структуры – Следственного комитета при прокуратуре. Именно туда в 2007 году перешел Краснов.
Позже он признавался, что сам считал решение о выделении следствия из прокуратуры правильным, т.к. у самой прокуратуры достаточно полномочий, чтобы надзирать за расследованием преступлений. При этом работу надзорных подразделений пришлось перестроить, прежде всего, в части соблюдения разумных сроков предварительного следствия.
Что было дальше – известно. Сначала Краснов стал старшим следователем по особо важным делам при первом замгенпрокурора – главе Следственного комитета при прокуратуре Александре Бастрыкине, а в 2011 году СК отделился от прокуратуры. В 2016 году Краснов стал заместителем главы Бастрыкина.
За время, проведенное в Следственном комитете, Игорь Викторович расследовал большое количество сложнейших уголовных дел, в том числе, имевших резонанс на всю страну и даже за ее пределами.
Именно Краснов занимался покушением на Анатолия Чубайса, тогда главу РАО “ЕЭС”, совершённое ещё в марте 2005 года. Он же расследовал убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой в январе 2009 года, в результате чего убийцы получили заслуженное наказание, уголовное дело о хищениях при строительстве космодрома “Восточный”, и многое другое.
Сегодня в экспертной и медиасреде принято рассуждать об аппаратном противостоянии Генпрокуратуры и Следственного комитета. Как известно, началось это задолго до Краснова, еще при Юрии Чайке. Только противостоянием это можно назвать с большой натяжкой – после выделения СК в отдельный государственный орган правоохранительной системе требовалась балансировка.
И нынешние взаимодействия и даже конкуренция Генпрокуратуры и СК, когда первая порой отменяет возбуждение уголовного дела – это именно что здоровый процесс взаимодействия системы сдержек и противовесов. Т.е. именно то, что ставилось задачей реформы, разделившей прокуратуру и следствие.
Именно это – принципиальность, следование букве и духу закона, верность долгу и высочайший профессионализм и помогли Игорю Викторовичу возглавить главный контрольно-надзорный орган страны.
Новую должность Краснов занял 22 января 2020, после назначения Советом Федерации. Сенаторы поддержали его кандидатуру единогласно. Причем спикер Совфеда Валентина Матвиенко тогда назвала Краснова “человеком из системы, а не из Садового кольца”, имея ввиду, что он получил должность благодаря своим личным и профессиональным качествам.
Так что менее, чем через месяц у Игоря Краснова еще одна дата – четыре года во главе Генпрокуратуры. У правоохранителей отделить личное от профессионального бывает сложно, ведь это и профессия, и призвание. А у некоторых – сама жизнь. Пожелаем же Игорю Викторовичу сил, здоровья и новых профессиональных успехов. Ну и находить время на себя и семью, конечно. Без этого в жизни тоже не обойтись.