4.3 C
Москва
Вторник, 28 января, 2025

В центре внимания

Экономия Михельсона и Тимченко грозит повторением экологического ЧП?

В марте 2022 года федеральное правительство ввело мораторий на проведение плановых проверок бизнеса, допустив их только в исключительных случаях. Внеплановые проверки по согласованию с прокуратурой допускались при угрозе жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В итоге мораторий продлили до конца 2024 года, так как, по мнению премьера Михаила Мишустина, это дает возможность бизнесу направить больше ресурсов на выполнение своих текущих задач, расширение проектов и освоение новых рынков сбыта. Между тем, согласно официальной отчетности Росприроднадзора, в 2023 году количество экологических нарушений выросло почти на треть в сравнении с предыдущим периодом, в то время как привлечение к административной ответственности наоборот – сократилось вдвое. Ранее глава Минприроды Александр Козлов сообщил об утверждении перечня самых «грязных» российских предприятий, состоящего из 487 объектов. Чиновник уточнил, что часть из них уже приступила к модернизации производства, заключив соглашения в общей сложности более чем на 495 млрд рублей. Среди тех, кто активно занялся модернизацией мощностей с начала 2022 года – холдинг «СИБУР», чьи основные совладельцы-миллиардеры Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко в прошлом году вошли в топ-100 богатейших людей мира по версии «Forbes». Вот только вопреки громким заявлениям руководства, структуры «СИБУР Холдинга» неоднократно фигурировали в экологических скандалах. В частности, широкую известность получил инцидент с аварией на подводном продуктопроводе в акватории реки Обь в районе Нижневартовска, произошедший в марте 2021 года. В результате ЧП горение реки продолжалось 15 дней, а причиненный экологический ущерб Росприроднадзор оценил в 284 млн рублей. После этого нарушения меньшего масштаба на предприятиях «СИБУРа» выявлялись неоднократно, но надзорные инстанции, как правило, ограничивались вынесением предупреждения, не прибегая к штрафным санкциям.

Нарушений – больше, наказаний – меньше

Для начала приведем некоторые официальные цифры и данные. В минувшем апреле Росприроднадзор отчитался о росте экологических нарушений, выявленных в 2023 году: их стало почти на треть больше, чем годом ранее, соответственно, 15367 и 11967. А вот количество административных наказаний оказалось вдвое меньшим: 5479 и 10104. Общий объем расчета размера экологического вреда, предъявленного нарушителям, превысил226 млн рублей.

Увеличение числа выявленных нарушений представители экологического сообщества объясняли активизацией деятельности общественных инспекторов, влияющей на статистику Росприроднадзора. Между тем, еще в марте 2022 года федеральное правительство специальным постановлением установило мораторий на проведение плановых проверок бизнеса, сохранив их только «в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности».

Исключение для внеплановых контрольных мероприятий допускалось только в отдельных случаях: при угрозе жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такие проверки в обязательном порядке требовали согласования с прокуратурой.

Первоначально мораторий вводился до конца 2022 года, но затем был продленна весь 2024-й. В правительстве нашли в этом сплошные плюсы: «Бизнес смог больше ресурсов направить на выполнение своих текущих задач, а также на расширение проектов и освоение новых рынков сбыта», – констатировал глава кабмина Михаил Мишустин.

В свою очередь, бизнес-омбудсмен Борис Титов рассказывал журналистам о снижении проверок на 70% и более частом использовании надзорными инстанциями такого вида воздействия на нарушителей, как предупреждение (рост с 22,49% до 41,7%). По мнению Титова, качество контрольно-надзорной деятельности в стране с момента введения моратория «изменилось к лучшему».

Вот только ставшие благом для бизнеса изменения далеко не всегда вызывают восторг у населения. Именно этим можно объяснить активизацию вышеупомянутых общественных инспекторов: граждане берут инициативу в свои руки там, где официальные инстанции спускают ситуацию на тормоза либо вообще предпочитают бездействовать. Что касается выносимых в адрес нарушителей предупреждений, то смеем предположить, что без штрафных санкций они немного стоят. Пока же с нетерпением ждем статистику за 2024 год и комментарии официальных лиц, а заодно и представителей общественности.

«СИБУР» заявляет об инвестициях в модернизацию

Теперь перейдем к конкретике. В сентябре 2021 года федеральное Минприроды утвердило перечень самых «грязных» предприятий России из 487 объектов. Тогда глава министерства Александр Козлов сообщил, что ряд таких предприятий уже приступили к модернизации производства, заключив в общей сложности 33 соглашения на сумму 495,7 млрд рублей. Более половины этих денег израсходовали на мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

К сожалению, указанный список в открытом доступе отсутствует, а в Минприроды деталей не озвучивают. Зато спустя несколько месяцев стало известно о подписании холдингом «СИБУР» инвестиционных соглашенийс Минэнерго: стороны договорилось о модернизации действующих и создании новых мощностей на трех дочерних предприятиях группы – «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез» (Татарстан) и «Запсибнефтехим» (Тобольск).

В соответствии с достигнутыми договоренностями, в 2022-2027 гг. холдинг должен инвестировать в развитие производств не менее 395 млрд рублей. Среди прочего речь шла о реконструкции«ряда технологических установок для производства нефтехимической продукции»и запуске производства продуктов мало- и среднетоннажной химии, «не имеющих отечественных аналогов»(без уточнения, каких именно). Само собой, в качестве поощрения «СИБУР» получал определенные налоговые послабления.

С тех пор сообщения о достижениях «СИБУРа» регулярно появляются в СМИ. Например, в минувшем мае входящий в структуру холдинга завод «Воронежсинтезкаучук»для охлаждения и очистки сырья на производстве полибутадиеновых каучуков ввел в эксплуатацию новую установку ДК-3, позволяющую «повысить надежность технологических процессов и экологичность предприятия». Общий бюджет проекта превысил 3 млрд рублей. В компании уверяют: использование установки способствует снижению образования сточных вод на 12%, отходов – на 13%; прямой выброс парниковых газов полностью исключен за счет отказа от использования природного газа, а объем косвенных выбросов сократится на 9%.

Не связана ли экологическая активизация в холдинге с включением его объектов в перечень самых «грязных» российских предприятий? Если так, то, средства на модернизацию имеются: в рейтинге «Forbes» «100 крупнейших компаний России по чистой прибыли» «СИБУР» занимает 16 строчку, соответствующий финансовый показатель по итогам 2023 года издание оценивает в 168,5 млрд рублей.

Михельсон и Тимченко – компаньоны из списков «Forbes»

На сайте «Forbes» «СИБУР Холдинг» назван «крупнейшей в России газоперерабатывающей и нефтехимической компанией», производящей сжиженные углеводородные газы, полипропилен и полиэтилен, природный газ, пластики и продукты оргсинтеза, эластомеры, нафту, топливные компоненты и БОПП-пленки.
По информации «Интерфакса», крупнейшими акционерами предприятия являются миллиардеры Леонид Михельсон(31%) и Геннадий Тимченко(14,45%), а также «СОГАЗ»(10,625%) и татарский холдинг «ТАИФ»(15%). По 8,5% уставного капитала принадлежат китайским «Sinopec»и «Фонду Шелкового пути», еще 12,325% распределены между топ-менеджерами.

Леонид Михельсон занимает вторую строчку в рейтинге российских миллиардеров «Forbes» с состоянием в 27,4 млрд долларов. Однако бизнесмен не просто один из самых богатых людей в России: в прошлом году он занял 72 место в топ-100 богатейших людей мира по версии все того же «Forbes». И это при том, что его состояние годом ранее «просело» из-за санкций: экономические отграничения в отношении олигарха ввели Великобритания и Канада.

Помимо «СИБУРа» Михельсон является совладельцем и председателем правления компании «НОВАТЭК»– крупнейшего российского частного производителя природного газа, занимающегося разведкой и разработкой участков недр, расположенных преимущественно на территории ЯНАО. В рейтинге отечественных компаний по полученной прибыли по версии «Forbes», «НОВАТЭК» находится на пятой строчке с показателем 459,5 млрд рублей, уступая только таким гигантам, как «Роснефть», Сбербанк, «Сургутнефтегаз» и «Лукойл».

Компаньоном Михельсона, не только в «СИБУРе», но и в «НОВАТЭКе», является Геннадий Тимченко– №6 в рейтинге миллиардеров «Forbes» с состоянием в 23,4 млрд долларов. Весной 2022 года, после введения в отношении него санкций Евросоюза, олигарх официально вышел из советов директоров обоих предприятий.
Примечательно, что еще в 2014 году, в ходе «прямой линии» Владимир Путин открыто назвал Тимченко в числе своих «хороших знакомых, друзей», за которых ему «не стыдно». Такой же чести удостоились миллиардеры Юрий Ковальчук и братья Ротенберги. Как и Михельсон, Тимченко в прошлом году вошел в «сотню» богатейших людей мира, где занял 89-ю строчку.
Экологические проблемы и нарушения «СИБУРа»
Столь детальный акцент на благосостоянии компаньонов-олигархов сделан для того, чтобы стали ясны финансовые масштабы «СИБУРа», о котором пойдет речь ниже. Дело в том, что как до, так и после озвученных руководством холдинга планов модернизации, предприятия группы неоднократно оказывались в центре экологических скандалов.

Пожалуй, самый громкий инцидент имел место в марте 2021 года и связан с аварией на подводном продуктопроводе в акватории реки Обь в районе Нижневартовска. Тогда в результате пропуска широкой фракции легких углеводородов произошел взрыв с последующим пожаром: в буквальном смысле горела покрытая снегом поверхность Оби. Издание «Новые известия» подчеркивало, что место ЧП располагалось всего в 3-4 км от ближайших дачных домов, 8 км – от поселка Солнечный и 11 км – от Нижневартовска. В «СИБУРе» предпочли озвучить иную информацию, согласно которой расстояние до ближайшего населенного пункта составляло 44 км.

Между тем, выяснилось, что утечка углеводородов в Обь и их скапливание подо льдом могли начаться еще в феврале, о чем свидетельствовало появление нехарактерных светлых пятен. В итоге горение реки продолжалось 15 дней, причиной аварии Ростехнадзор назвал разгерметизацию трубы в месте производственного дефекта, а Росприроднадзор оценил причиненный экологический ущерб в 284 млн рублей. Сообщалось, что «СИБУР» не только выплатил штраф в полном объеме, но и объявил о намерении выделить 1,6 млрд рублейна комплексную экологическую программу по охране водных ресурсов.

В мае 2022 года Росприроднадзор выявил нарушения на площадке завода «Воронежсинтезкаучук», где в то время осуществлялось возведение уже упоминавшейся выше новой наружной установки ДК-3. Помимо несоблюдения предусмотренного проектной документацией календарного плана работ, на предприятии не соблюдались требования по учету и обращению с отходами производства, а также не была поставлена на госучет стройплощадка, являвшаяся объектом негативного воздействия на окружающую среду.

В сентябре 2022 года в ходе плановой проверки на «Вынгапуровском ГПЗ» в Ноябрьске (филиал АО «СибурТюменьГаз»– структурного подразделения «СИБУРа») специалисты Ростехнадзора выявили 15 нарушений обязательных требований промышленной безопасности. В частности, посты сигнализаций системы связи и оповещения об аварийных ситуациях не обеспечивали надежность и безопасность проведения технологических процессов; отсутствовало дистанционное отключение насосных агрегатов системы масло снабжения компрессорной станции; технологические процессы и работа оборудования осуществлялись с неисправными или отключенными системами контроля, а параметры опор оборудования не соответствовали требованиям проектной документации.

Заметим, что эти нарушения были выявлены уже после введения правительственного моратория на плановые проверки. Получается, речь может идти о неких исключительных случаях? И никаких штрафных санкций в отношении нарушителей не применялось?

Кто-то скажет, что все это – дело прошлого. Вот только есть все основания сомневаться в том, что за последние два года ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону. Так, в минувшем феврале в сети появились сообщения о двух десятках нарушений, выявленных на заводе «Сибур-Нефтехим»в Нижегородской области и способных как стать причиной пожаров, так и осложнить их тушение. Пресс-служба холдинга поспешила выступить с опровержением этой информации: дескать, проверка Госпожнадзора действительно проводится, но еще не окончена. Тем не менее, уточнялось, что связана она с выполнением ранее выданных предписаний.

Конечно же, до ЧП на Оби в других описанных случаях далеко. Но масштабы нарушений еще не являются аргументом для их оправдания. Видимо, миллиардеры Михельсон и Тимченко предпочли «расслабиться», благо, этому способствуют как их личные связи, так и официальные послабления со стороны государства.

Похожие записи

Не пропусти