-5.8 C
Москва
Среда, 27 ноября, 2024

В центре внимания

Андрей Мельниченко расстается с СГК после попытки Генпрокуратуры забрать ‘Сибэко’

Олигарх Андрей Мельниченко под личиной реструктуризации активов расстается с СГК, в состав которой входит компания “Сибэко”, которую у него в прошлом году пыталась забрать Генпрокуратура.

Группа СУЭК продала ООО “Сибирская генерирующая компания” (СГК) и объяснила это событие реструктуризацией профиля деятельности организации, что на самом деле происходит с активами Андрея Мельниченко не в первый раз.

Случай с Приморской ГРЭС

В 2019 году компании миллиардера примерно так приобрели активы “РусГидро”, которое тогда возглавлял Николай Шульгинов. “РусГидро” якобы продавало непрофильные активы, в число которых почему-то вошли такие важные предприятия, как Приморская ГРЭС и связанный с ней Лучегорский угольный разрез. Взамен “РусГидро” получило долю Мельниченко в Дальневосточной энергетической компании (ДЭК).

Естественно, эта сделка обернулась анекдотом и сейчас расскажу каким. На рубеже 2023 и 2024 годов появилась информация, что стоимость модернизации Приморской ГРЭС возросла в два раза до 50 млрд рублей. Бизнес-план проекта был составлен на 15 лет с перекладыванием нагрузки на потребителей, которые в результате заплатят за этот проект 200 млрд рублей.

Николай Шульгинов

Деньги на модернизацию Приморской ГРЭС, которая, заметьте, принадлежит самому богатому человеку России за 2023 год (Мельниченко так ославил Forbes), должен дать “Газпромбанк” – по сути, это государственные средства, причем проект был поддержан Правительством РФ в тот момент, когда министром энергетики был все тот же Шульгинов. Рука руку моет и никогда не кинет, только поможет, чем сможет.

Таким образом, “РусГидро” (60% акций принадлежит государству) поменялось требующим модернизации активом с СУЭК, а через три года ее руководитель Шульгинов уже на другом посту санкционировал выделение структуре Мельниченко на требуемые работы денег с расчетом на их возвращение через тарифы. Точно такие же “схемы” можно вычитать в “Золотом теленке”, но современная жизнь гораздо интересней.

Покупка “Сибэко” у Абызова

активов в портфеле Мельниченко хватает. Яркая история у бизнесмена произошла с ООО “Сибирская энергетическая компания”, которая больше известна как “Сибэко”.

Мельниченко купил эту организацию в 2018 году у ее тогдашнего владельца бывшего министра Открытого правительства Михаила Абызова. Мельниченко с Абызовым знакомы с детства – они вместе учились в спецшколе при МГУ, а после наступления девяностых сохранили и упрочили близкие отношения как успешные “новороссийские” бизнесмены.

Одноклассник Мельниченко Михаил Абызов

В момент продажи Мильниченко “Сибэко” у Абызова в России начались серьезные проблемы – после президентских выборов 2018 года он лишился министерского поста, а его должность в новом составе Правительства РФ ликвидировали как ненужную. Предприниматель был единственным министром Открытого правительства, которое, на мой взгляд, ничего стране не дало.

После этого Абызов скрылся на своей вилле в итальянской Тоскане и был моментально задержан во время опрометчивого и мимолетного визита в Москву в 2019 году.

Следственный комитет РФ выдвинул Абызову обвинения в мошенничестве, в коммерческом подкупе и незаконном занятии предпринимательской деятельностью в момент, когда он был министром. Итогом стал приговор в 12 лет лишения свободы.

Благодаря делу против Абызова под удар попал и Мельниченко. Прокуратура заинтересовалась покупкой 31,9 млрд акций “Сибэко” сначала “Хакасской сервисно-ремонтной компанией”, а затем и “Кузбассэнерго”, которое входит сегодня в АО “Сибирская генерирующая компания”. Именно эту структуру, собственно, и продал на этой неделе Мельниченко.

Что на чем здесь стоит понять непросто, но прокуратура заподозрила Мельниченко в участии в “теневых сделках” и попросила изъять данные активы в пользу государства в соответствии со статьей 169 ГК РФ.

Скандал закончился мировым соглашением, сторонами которого были СУЭК и Генпрокуратура, в результате чего Свердловский районный суд Красноярска прекратил производство по иску ведомства, а “Кузбассэнерго” заявило, что направит определенные средства на благотворительность. О какой сумме шел разговор – неизвестно, но итогом истории стала продажа Мельниченко токсичной компании “Сибэко” в комплекте с СГК якобы в результате “реструктуризации активов”.

Югославский гамбит

Конфуз с абызовской “Сибэко” не повлиял на страсть Мельниченко к операциям с активами. Сразу после скандала олигарх через закрытый паевый инвестиционный фонд (ЗПИФ) под управлением компании в этой сфере “Кинетик капитал” приобрел компанию “Нефтетранссервис”, занимающуюся железнодорожной перевозкой сырья. Формально эта сделка с Мельниченко не связана, но ЗПИФ здесь получил заем от СУЭК, просто так подобного не происходит.

Андрей Мельниченко с женой Александрой

Из-за санкций и дела “Сибэко” олигарх теперь действует ненапрямую. В феврале-марте 2022 года Мельниченко попал под западные санкции, после чего он вышел из капитала своих ключевых активов – “Еврохима” и СУЭКа.
До СВО Мельниченко контролировал 90% акций “Еврохима” через головную швейцарскую компанию EuroChem Group AG и кипрскую офшорную организацию AIM Capital SE, но после санкций эти организации перешли в собственность супруги бизнесмена Александры Мельниченко (Николич), которая является гражданкой Сербии и Хорватии и не имеет российского паспорта.

Еще более экзотическая схема применена в СУЭКе – ведущем производителе электроэнергии и тепла в Сибири, который обслуживает 6 млн российских потребителей. Компания контролируется Мельниченко через жену и офшорную структуры Firstline Trust (Бермудские острова) и SUEK Plc (Кипр). Благодаря этому в стратегически важной для государства сфере электроэнергетики действуют не российские, а бермудско-кипрские законодательные нормы.

Демократ Мельниченко

В 2022 году Мельниченко даже попросил Евросоюз вернуть себя в число бенефициаров кипрского траста, а что касается бермудской компании, то она зарегистрирована в стране, которая входит в черный список офшоров Минфина РФ. Однако на действия самого богатого человека в России это, похоже, влияет мало. Активы Мельниченко остаются привязанными к западной правовой системе (Хорватия, Кипр, Бермудские острова). Как будто главное в этом бизнесе – хранить права на собственность и сбережения подальше от России.

Символично, что в 2023 году, в самый момент разгара истории, связанной с иском Генпрокуратуры по “Сибэко”, Мельниченко всплыл в попечительском совете Фонда Горбачева, который СМИ позиционируют как институт по утверждению ценностей демократии в России. Если брать пример бизнесмена, то демократии, похоже, бермудско-кипрско-хорватской.

Мельниченко в 2021 году получил гражданство ОАЭ, которое дают только людям, вложившим очень много денег в эмиратскую экономику. Его местом жительства в Персидском заливе стал эмират Рас-эль-Хайма.

Про Запад олигарх также не забывает, но Франция уже лишила его особняка, а Италия – яхты, теперь вся надежда на жену.

Похожие записи

Не пропусти