8.1 C
Москва
Четверг, 21 ноября, 2024

В центре внимания

Глава ЦБ РФ критикует политику Президента и пытается снять с себя проблемы за экономические проблемы в стране

Центробанк, возглавляемый незабвенной Эльвирой Набиуллиной, раздумывает о новом повышении ключевой ставки – на этот раз до 16%. Предыдущее повышение уже “отозвалось” на рынке – кредитные ставки банков выросли до заоблачных показателей.

Одной из немногих возможностей для россиян улучшить свое положение стали госпрограммы, которые, как оказалось, Эльвира Набиуллина считает неэффективными и экономически нецелесообразными. Смелое заявление, учитывая, что разработаны и действуют они по указанию Президента Владимира Путина.

Повышая ставки

Складывается впечатление, что команда Набиуллиной просто не дает продышаться рынку. Предыдущее повышение ставки с 13% до 15%, т.е. сразу на 200 б.п., произошло в октябре. Теперь готовится новое повышение – словно “подарочек” от ЦБ на Новый год.

Вместе с тем, регулятор действует далеко не так эффективно, как от него ожидали, а возникающие проблемы там стараются объяснить действиями других властных институтов. Ранее Эльвира Набиуллина раскритиковала льготные госпрограммы, указав, что они якобы разрушают российскую экономику. Мол, они приводят к выдаче ссуд и кредитов различным группам россиян, что якобы негативно сказывается на развитии страны.

Для многих людей именно госпрограммы стали единственным доступным инструментов повышения своего благосостояния, решения “квартирного вопроса”. Каково будет мнение малообеспеченных слоев населения, если забрать у них возможность льготной ипотеки – вопрос риторический. Поднимая эту тему, Эльвира Сахипзадовна чуть ли не в открытую кидает вызовг государства.

Именно по его настоянию были разработаны и действуют многие госпрограммы, в частности, льготной ипотеки. Именно благодаря Владимиру Путину действие программы продлевают из года в год. Теперь, получается, это стало препятствием для развития отечественной экономики?

Судя по всему, таким образом Эльвира Набиуллина старается переложить ответственность “с больной головы на здоровую”, увязав льготные программы, и, как следствие, связанные с ними кредиты, с ростом инфляции.

Логика тут есть: спрос и предложение разогревают друг друга. У людей появляются новые финансовые возможности (в т. ч. за счет льготных кредитов), растет потребление, и, как следствие разгоняется инфляция. Но сдерживать ее должны меры ЦБ, а вовсе не доведение людей до нищеты – чтобы у них отсутствовала покупательная способность.

Российские деньги для западной экономики

А с мерами этими явно не задалось, потому что повышение ставки ЦБ – это последний инструмент в арсенале регулятора. Получается, другое не работает. Зато работают деньги России – те самые 300 млрд золотовалютных резервов, которые с подачи Центробанка на момент начала СВО оказались в западных юрисдикциях.

Этот момент – один из самых острых в критике команды Набиуллиной. С одной стороны, санкционная политика в отношении РФ продолжается с 2014 года. С другой, понимая все риски, ЦБ решает оставить крупную кубышку в явно недружественных государствах. Сейчас проценты с этих 300 млрд могут “кормить” ВСУ и западные экономики. Не за горами и изъятие этих активов, т.е. банальный грабеж, со стороны наших бывших западных партнеров.

Интересна и позиция Эльвиры Набиуллиной по контролю за движением капиталов из РФ. На старте СВО мера по запрету вывода валюты из нашей страны имела решающее значение, позволив устоять нашей банковской системе. Теперь же, считает Набиуллина, меры по контролю за валютой вводить не следует (и это при долларе и евро под 100 рублей).

В этом ей стал оппонировать даже министр финансов Антон Силуанов, чье ведомство выступило за расширение мер по контролю. Он заявил, что ЦБ занял “либеральную позицию”. Чего стоила нам эта позиция в предыдущие 20 лет, помнит вся страна. И хорошо еще, что удалось избежать полного обрушения экономики после отключения от “либерального” SWIFT.

К слову, Силуанов выступал с критикой повышения ставки ЦБ в минувшем октябре. К консенсусу тогда пришли после якобы достигнутого понимания, что без повышения ставки разгонится инфляция. Однако именно ускорением инфляции и снижением темпов кредитования аналитики ЦБ прямо сейчас обосновывают необходимость повысить ставку еще раз. То есть эта мера не сработала. Так зачем же, как говорится, “плакать и есть кактус”?

Разумеется, действия ЦБ вызывают критику не только внутри самой исполнительной власти. Ранее от политики Набуиллиной и Ко камня на камне не оставил депутат Госдумы Николай Коломейцев. Среди прочего, он задался вопросом, почему за два последних года из России было вывезено 600 тонн золота? Саму главу ЦБ он назвал “управляющей от МВФ”.

Учитывая, сколько при ней из России вывезли не только золота, но и других активов и капиталов, которые сейчас работают на западные экономики, эти слова могут иметь под собой основания.

Тем более, что в этом году Эльвира Сахипзадовна стала на Западе одним из людей года. И это ж, как говорится, не просто так. Как пишут аналитики “Царьграда”, Минфин и ЦБ никого не слышат. Будто бы чиновники находятся в собственной скорлупе и плевать хотели на критиков: две конторы превратились в секту, где они возомнили себя “небожителями”, а остальных – “глупыми маргиналами”.

Большой вопрос – а есть ли у Набиуллиной вообще компетенции, чтобы заниматься такими стратегическими вопросами? Напомним, что в 2013 году, когда она стала главой ЦБ, за ее плечами был всего год в кресле замглавы “Промторгбанка” Кахи Бендукидзе, да и то 15 лет назад. А где же серьезный опыт банковской деятельности?

Это могло означать, что решение за нее принимают некие “старшие” товарищи. Одни подразумевали под этими “товарищами” круг бывшего главы Минфина и Счетной палаты Алексея Кудрина. А другие – центры принятия решений в Вашингтоне.

“Препятствует нормальному развитию государства”

Впрочем, кое-какой опыт у нее все-таки есть. После, в 1995 году, с подачи заправского либерала Евгения Ясина, Эльвира Сахипзадовна стала секретарем комиссии по экономическим реформам. А возглавлял ее главный “приватизатор” и “младореформатор” страны Анатолий Чубайс. Который, напомним, из России “упорхнул”, едва началась СВО. Может, его давняя коллега тоже рассчитывает “упорхнуть” из страны, когда отработает контракт?

А ведь в свое время она была правой рукой Германа Грефа, входила в советы директоров “Газпрома” и РАО “ЕЭС России” (последнее возглавлял Чубайс), а затем и в попечительский совет печально известного фонда “Сколково”. Результат был везде примерно одинаковый – максимальное извлечение прибыли и ноль для реальной пользы государства.

Об одной из ипостасей нынешней руководительницы ЦБ ещё в 2016 году проговорился Евгений Шулепов, занимавший тогда пост мэра Вологды. На заседании городского Совета по экономическому развитию он сообщил, что финансовая политика регулятора напрямую препятствует нормальному развитию производства.

Четыре года спустя, уже будучи депутатом Госдумы и членом комитета по финрынку, тот же Шулепов напрямую критиковал чиновницу за рост скрытой комиссии при оплате картами (эквайринг).

Набиуллина, надо отдать ей должное, признала проблему и озвучила намерение ее решить. Тарифы в итоге снизились, только выиграли от этого исключительно торговые сети, забравшие долю выручки себе. И здесь, конечно, большой вопрос и к Минмпромторгу под руководством Дениса Мантурова – это его сфера ответственности.

Набиуллина – на выход?

Все это было уже после начала т.н. “чистки” банковского сектора, который развернулся с приходом Набиуллиной в ЦБ в 2013 году. На самом деле, это процесс “сокращения” банков, почти аналогичный печально известной “оптимизации” в здравоохранении.

Проблемным банкам не помогали, а преспокойно отдавали их на “санацию” в нужные руки. В результате мы получили серьезное сокращение числа небольших банков в России и взрывной рост активов “старичков” вроде “Совкомбанка” братьев Сергея и Дмитрия Хотимских.

“Совкомбанку” приписывают чуть ли не славу финансовой пирамиды. Мол, весь рост активов может быть связан исключительно с поглощением мелких банков. Нет ли здесь личного интереса Эльвиры Набиуллиной?

Тоже самое можно сказать по “Бинбанку”, который ранее принадлежал олигархам Гуцериевым. Его бы самого стоило проверить, но вместо этого ему на “съедение” отдали Рост банк. Итог – два банка рухнули, спасать активы вкладчиков пришлось государству. И никто не понес за это никакой ответственности!

А кандидатуру слухачи уже присмотрели – занять ее место может нынешний Премьер Михаил Мишустин. Кто займет его место – другой вопрос, но сомнений в том, что Мишустин является национально-ориентированным чиновником, нет. А вот по Набиуллиной сказать это можно с трудом – сему доказательством ситуация в отечественном финансовом секторе.

Похожие записи

Не пропусти