“Кэпитал Групп” Павла Те получит новых партнеров в проекте по застройке территории бывшего завода МиГ на Ленинградском Шоссе. Помимо уже заявившихся ЛСР Андрея Молчанова туда могут зайти структуры “МР Орион 2”, связанные с Романом Тимохиным, а также девелоперская компания Asterus.
Последняя может действовать в интересах людей, близких к главе “Ростеха” Сергею Чемезову, а именно в интересах бизнесмена Виталия Мащицкого.
Изначально территория МиГа входила в контур госкорпорации “Ростех”. Но затем комплекс зданий решили продать. Нашелся даже неназванный частный инвестор, который согласился заплатить за актив 40 млрд рублей. Но эту сделку перебила другая структура: выкупить площадку согласилась мэрия Москвы. Причем сильно дешевле – всего за 30 млрд рублей. Эту цену в московской мэрии сочли вполне рыночной.
Однако вскоре уже мэрия Москвы решила избавиться от актива, были объявлены торги. Победителем стало ООО “Энимерози”, подконтрольное Capital Group Павла Те. А стоимость оказалась в 30 раз ниже той, которую заплатила городская администрация – менее 1 млрд рублей. Причем ООО, похоже, было чуть ли не единственным заявившимся на торги юридическим лицом. Напомним, что Павел Те считается одним из девелоперов, якобы близких к команде Сергея Собянина.
Явление Мащицких
Теперь в этот проект заходит Asterus, совладельцем которого через “Ви Холдинг” ранее был Виталий Мащицкий. При этом сам Asterus – бренд, юридическое лицо называется ООО “ВХД Менеджмент”. Структура на 99% принадлежит АО “Консалтинг Плюс” (бенефициары скрыты), а на 1% – Кариме Нигматуллиной-Мащицкой. Она же может стоять за АО “Консалтинг Плюс”. Она же гендиректор “ВХД Менеджмент”.
Кариме Нигматуллина-Мащицкая – супруга сына Виталия Мащицкого. А сам Мащицкий – давний друг Сергея Чемезова, который мог оказывать ему серьезную поддержку в целом ряде проектов, связанных с “Ростехом”.
Среди прочего, ранее Мащицкий возглавлял советы директоров крупнейших производителей нефрита (“Забайкальское горнорудное предприятие”) и янтаря (“Калининградский янтарный комбинат”), контролируемые “Ростехом”. Сейчас он владеет почти 12% КАМАЗа, контрольный пакет которого также принадлежит “Ростеху”. КАМАЗ получает громадные, в том числе, оборонные госзаказы.
Помимо этого, “Ви Холдинг” Мащицкого строил “Ростеху” офис на Тушинском валу, а сам бизнесмен в свое время возглавлял совет директоров фармацевтической компании “Нацмибио” (дочка “Ростеха”). Последняя выступила поставщиком по госконтрактам на 172 млрд рублей. Таким образом, Виталий Мащицкий – крайне близкий, доверенный человек Сергея Чемезова.
Не менее интересно и то, что Карима Нигматуллина-Мащицкая с 2013 по 2015 годы возглавляла ныне ликвидированный Институт Генплана Москвы (ГУП “НИ и ПИ Генплана Москвы”), напрямую подчинявшийся Департаменту городского имущества города Москвы. Т.е. столичной администрации и мэру Сергею Собянину. Не поэтому ли мэрия оказалась так благосклонна к ее нынешним партнерам из “Кэпитал Групп”, продав им территорию МиГа в 30 раз дешевле, чем заплатила сама?
Земля для своих
Для самого “Ростеха” раздача земель и активов людям, которые могут быть близки главе госкопорации Сергею Чемезову, давно могла стать обычной практикой.
В качестве самого показательного случая вспоминают продажу 75% холдинга “Технодинамика” владельцу НК Банка Виктору Григорьеву. Последнего пытаются представить чуть ли не “кошельком” Сергея Викторовича. А мы напомним, что цена за холдинг из более чем 30 высокотехнологичных предприятий составила всего порядка 13 млрд. рублей. Причем участников конкурса отбирал сам “Ростех”.
Подобные торги почти всегда проходят непрозрачно. Возьмем завод им. Калинина в Петербурге (входит в “Ростех”), который при управлении госкорпорации был обанкрочен и выставлен на торги. Часть имущества еще в 2023 году за весьма скромные для таких активов 300 млн рублей получил Игорь Орлов.
Это может быть тот самый Игорь Орлов, который в 2012 году был “посажен” на руководство Архангельской областью. Малоизвестного на тот момент в регионе экономиста Орлова называли ставленником Сергея Чемезова.
Похоже, в этом и есть секрет получения колоссальных территорий из госсобственности за копейки – быть полезным и удобным для главы “Ростеха”. Ну а бюджет, который мог недосчитаться почти 30 млрд рублей – все стерпит.