0.8 C
Москва
Пятница, 22 ноября, 2024

В центре внимания

Могут ли Андрей Рюмин и Павел Ливинский зарабатывать на слиянии “Россетей” и “ФСК ЕЭС” путём обмана акционеров и держателей облигаций госкомпании?

УК “Ронин траст” и ещё ряд компаний пытаются взыскать с “Россетей” 196,5 млн руб. в рамках требования о досрочном погашении облигаций. Госкомпания же всеми силами сопротивляется и заявляет о попытках истцов необоснованно обогатиться, раз за разом оттягивая окончание процесса.

По закону, право досрочного требования погашения облигаций возникло у ряда их держателей после того, как “Россети” решили “слиться” с “ФСК ЕЭС”. Сама госкомпания почему-то не стала решать вопрос полюбовно и заявила о том, что с каждым будет разбираться в судебном порядке.

В результате госструктура тратится на юристов в, как считают знакомые с ситуацией, заведомо проигрышных спорах.

“Кидок” миноритариев?

“Россети” и её дочерняя компания “ФСК ЕЭС” сообщили о намерении образовать единую структуру в прошлом году. Причём, даже не потрудились придумать объяснение для такого “кульбита”. Есть основания полагать, что конечной целью мероприятия является “замазывание” тех финансовых огрех, что могут всплыть на поверхность. Но об этом позже.

Когда было объявлено о “слиянии”, несогласные с реорганизацией миноритарии “Россетей” попали в так называемую “ловушку”. Им предложили выбор без выбора – продать акции по цене, которую определили в компании. На тот момент за 1 акцию ФСК готовы были платить 9,04 коп. Даже с учётом серьёзного падения бумаг компании, на сегодняшний день они стоят более 11 копеек.

В простонародье это называется – “кидалово”. Не нравится, уходи, только заберёшь с собой куда меньше, чем вложил.

Кажется, разговор о копейках. Но в масштабах корпорации – это огромные деньги. Против реорганизации было подано 28 107 858 553 голоса. Воздержались от голосования ещё 1 742 890 035 человек и 707 938 – не голосовали. По самым скромным подсчётам, если бы реорганизация проходила сегодня, “объединяльщики” могли бы заработать 0,6 млрд рублей. И это рынок серьёзно просел. На тот момент, когда было объявлено о реорганизации, акции котировались в разы дороже.

Что ещё интересно, на рынке поговаривают, что некие господа начали предлагать за акции на 10-20% выше стоимости, что была установлена, и миноритарии, дабы потерять не столь много могли начать продавать бумаги на сторону.

Акции могли скупаться в пользу топ-менеджмента корпорации, который мог хорошо на этом заработать – 10-20% не перекрывают существовавшего разрыва.

Нашли крайнего

Зато облигации “Россети” по закону должны выкупать не по той цене, что сейчас есть на бирже (а она куда ниже), а по номинальной. И вот здесь уже расставаться с денежками госкорпорация не хочет. И пользуется своим излюбленным приёмом – открытием тягучих судебных споров.

При этом среди аргументов, которые применяют представители “Россетей”, чтобы отказаться от своих обязанностей, звучат следующие (далее цитата по Eprussia): “Расходы на досрочное погашение облигаций приведут к увеличению тарифа на электроэнергию. Погашение облигаций создает угрозу обороноспособности и безопасности РФ, оно не предусмотрено тарифами. Также указывалось, что компания содержит 146 тыс. км высоковольтных ЛЭП, 958 подстанций, финансовое положение стратегически важной корпорации не может быть поставлено под угрозу”.

То есть компания в случае чего уже приготовила себе почву для того, чтобы переложить ответственность за собственные финансовые ошибки на наши с вами плечи – простых потребителей. И это с учётом того, что “Россети” являются чуть ли не монополистом рынка и имеют огромную долю его финансовых потоков.

Так, может, всё дело в неэффективном управлении? Или в жадности отдельных личностей. Здесь мы возвращаемся к разговору о том, для чего вообще “Россети” и “ФСК ЕЭС” решили создать единую структуру.

Закопать и забыть

Коррупционные скандалы в госструктурах – не редкость, и “Россети” с её многочисленными “дочками” – не исключение.

Но что, если коррупция пышным цветом благоухает в самой верхушке корпорации? По информации “Версии”, в “Россетях” при Рюмине налажена целая сеть по взиманию поборов и откатов с недобросовестных подрядчиков, сдающих объекты с грубейшими отступлениями от технических условий.

Известно, что госкорпорация кругом должна поставщикам, и возврат денег идёт медленно, через суды и далеко не всегда. Результатом таких манипуляций иногда становится поглощение маленьких электросетевых компаний государственным гигантом, как, например, в случае с “Курскими электрическими сетями”. “Дочка” госкорпорации не платит вовремя по счетам. И “вуаля”: на рынке заговорили о передаче управления компанией “Россетям”.

Причём всё это на фоне обстрелов в приграничных районах Курской области, из-за чего многие сети повреждены и требуют новых денежных вливаний на починку. Рублей, конечно, государственных. Рюмин просто наживается на бедах других?

В общем, если провести аудит компании, то всплыть могут всякие разные некрасивые “дыры”, которые руководству уж очень не хочется афишировать.

Особенно с учётом того, что, когда Рюмин пришёл на пост главы корпорации вслед за Павлом Ливинским, он провёл якобы аудит его деятельности, и не нашёл ни одной огрехи. А они, похоже, всё-таки были. Причем во внушительном количестве. Поговаривают, что Рюмин – вообще, суть, марионетка и продолжатель дела старшего товарища, и якобы все потенциально незаконные манипуляции, которые могут проводиться под носом относительно нового руководителя – суть, наследство Ливинского.

На такие мысли наталкивают задержания чиновников “Россетей”, которые работали как при Рюмине, так и при Ливинском и воровали, видимо, при обоих. Показательна ситуация с Андреем Майоровым – бывшим членом правления госкорпорации, который работал на высоких должностях в структуре с 2018 года и в 2023 году попал в “силки” по делу о мошенничестве.

“ФСК ЕЭС” же возглавляет Андрей Муров – давний соратник Ливинского и Рюмина. Представитель влиятельного семейства, глава которого – Евгений Муров ранее руководил ФСО. В структурах этой компании тоже отнюдь не всё гладко. В прошлом году был задержан директор Западно-Сибирского ПМЭС. Причина – всё та же коррупция. Сколько ещё подобных случаев прошло мимо правоохранительных органов?

Так что, как мы и говорили в начале материала, слияние двух крупных компаний может пойти на пользу отнюдь не рынку (скорее наоборот, ввиду укрупнения и усиления структуры вырастут тарифы, как и при любой монополии), а отдельным лицам, которые слегка отодвинули перспективу оказаться в местах не столь отдалённых. Кроме того, возможно, погрели руки на акционерах, увеличив свой личный капитал.

Похожие записи

Не пропусти