0.3 C
Москва
Воскресенье, 24 ноября, 2024

В центре внимания

Суды Москвы и Московской области погрязли в коррупции и кумовстве

В Москве разразился «судебный» скандал. Накануне Высшая квалификационная коллегия судей России (ВКСС) согласилась на возбуждение уголовного дела в отношении председателя Солнцевского районного суда столицы Артема Матеты.

Соответствующий запрос направил глава СКР Александр Бастрыкин.

По версии следствия, судья Артем Матета вместе с тремя сообщниками смог выманить у магнитогорского бизнесмена Евгения Курко 24,8 млн рублей и еще 700 тыс. евро – и рассчитывал на большее. За эти средства предпринимателю якобы обещали обеспечить вынесение решение в его пользу в Верховном и арбитражном судах, а также прекратить уголовное преследование.

В 2018 году бизнесмен из Магнитогорска Курко и его партнер Иван Медведев стали фигурантами уголовного дела о хищении более 400 млн рублей у компании «Технохимреагент», а также попытке хищения еще 50 млн рублей. Их подозревают в мошенничестве. И точно также в мошенничестве и покушении на мошенничество подозревают Артема Матету.

В этой истории, как в капле воды отражается проблемы российских судов, расплодившиеся при бывшем главе Верховного суда Вячеславе Лебедеве. Не зря Матета из Солнцевского района обещал «порешать» все вплоть до ВС?

После того, как Вячеслав Лебедев ушел из жизни, орган возглавила Ирина Подносова. Работы ей предстоит много. И начинать нужно с Москвы и Подмосковья. По количеству скандалов с судьями с ними может сравниться, разве что, Ростовская область, где уже второй год гремит «дело судей».

Напомним, десятки судей того региона подозреваются в масштабной коррупции. После их первых задержаний появилось еще одно дело – условно его можно назвать «делом ростовских силовиков».

По этому делу о взятках проходит почти 50 представителей правоохранительных органов Ростовской области. Обе ситуации связаны: похоже, судебная и исполнительная власть «работали» вместе. По информации СМИ, задержанные судьи стали «сдавать» силовиков, а те – судей. Тоже сработались, получается.

Однако, вернемся к Москве и Московской области. Артем Матета лишь недавно перебрался в столицу – до этого он занимал должность судьи Московского областного суда, до этого – председателя Ногинского городского суда Московской области. Т.е. работал, условно говоря, в политико-административной «вотчине» губернатора Андрея Воробьева. Чья команда знаменита своими коррупционными скандалами – без них не обходится буквально ни одна неделя.

Подробно о последнем можно почитать в недавнем материале КОМПРОМАТ РУ «Воробьев «оброс» жирковыми: новые криминальные дела чиновников».

В плоскости судебной власти Матета трудился в Подмосковье под руководством Председателя Московского областного суда Алексея Харламова. Последний – давний соратник Лебедева, на эту должность он перешел из Верховного суда, где был членом Президиума. К слову, именно Харламова прочили на должность главы ВС после ухода Лебедева.

Алексей Харламов

Но Президент решил иначе – и правильно сделал. На карточке господина Харламова на отраслевом портале «Судьи России» масса негативных отзывов. Комментаторы пытаются приписать Харламову коррупцию, предвзятость и кумовство. В последнем случае речь идет о том, что он якобы действительно протеже Лебедева, и всей своей карьерой обязан именно ему.

К слову, большой вопрос, чем занимается Высшая квалификационная коллегия судей Верховного суда, куда ранее должен был входить и господин Харламов. Например, в 2020 году на еще один срок в должности главы коллегии по экономическим спорам (заместитель главы ВС) был рекомендован Олег Свириденко.

Фамилия последнего регулярно фигурировала в самых разных скандалах. Например, как пишет PASMI (признано иностранным агентом на территории РФ), Свириденко мог быть причастен к громкой истории об отъеме активов у Павла Грудинина, а также вмешиваться в судебные процессы с участием госбанков и АСВ.

Арбитраж – еще «хлеще»

Отдельно стоит сказать про Арбитражный суд Московской области, который также едва ли не регулярно фигурирует в скандалах. До 2023 года его возглавляла Инна Воробьева – еще одна «протеже» Вячеслава Лебедева. Она не является родственницей Андрея Воробьева, но в Подмосковье это уже давно «говорящая» фамилия.

В прошлом году Инну Воробьеву уличили в необоснованном покровительстве своему заместителю Эдуарду Хомякову в период работы последнего в Десятом арбитражном апелляционном суде. Пользуясь покровительством начальства, Хомяков по полгода не появлялся на рабочем месте, да и в остальные дни не утруждал себя нагрузкой, в основном выступая в роли бокового судьи.

Организованная Советом судей РФ проверка установила, что в 2020–2022 годах Хомяков рассмотрел всего девять дел при средних показателях у коллег по 10-му ААС в 800–900 дел в год. Льготный режим не помешал Воробьевой премировать своего протеже, а также дать разрешение на зарубежный вояж сразу в 12 стран якобы в целях лечения.

В результате Инну Воробьеву отстранили от руководства судом. Но информация о банальном покровительстве своему человеку выглядит лишь ширмой. Есть другая версия: якобы, за Воробьевой могли водиться куда более серьезные нарушения коррупционной направленности. И ситуацию с Хомяковым (о которой все было давно и хорошо известно) могли использовать как повод, чтобы убрать ее без более серьезных репутационных потерь для российской судебной системы.

Как утверждают в Сети, якобы госпожа Воробьева была креатурой председателя Высшего арбитражного суда РФ Антона Иванова, для которого якобы привычным делом стали заказные дела.

Инна Воробьева погорела на покровительстве подчиненному – а могла и на чем-то посерьезней

Первым делом, близкие и «очень близкие» друзья Антона Иванова смогли занять места руководителей Арбитражного суда Московской области (на тот момент Дмитрий Плешков) и города Москвы (на тот момент Сергей Чуча). Инну Воробьеву на тот момент «завели» на должность замруководителя подмосковной апелляции. Причем Воробьеву называли «заводилой» в компании Иванова.

В 2016 году двое судей московского арбитражного суда Вадим Сторублев и Игорь Корогодов (подчиненные Сергею Чуче) оказались замешанными в коррупционном скандале: Корогодов был уличен в получении 70 тыс. долларов, которые должны были «помочь» в решении по делу, рассматриваемому Сторублевым.

Логично было предположить, что они могли действовать при полном одобрении Чучи. А он – Иванова, который, в свою очередь, опирался на назначившего его Вячеслава Лебедева. Но Чучу никто не тронул: просто в 2017 году ему не продлили срок полномочий, а претендовать на новый срок Чуча не стал. Похожая ситуация, только с более негативными коннотациями, впоследствии произошла и с Инной Воробьевой.

И если рыба так сильно гниет с головы, чего удивляться постоянным коррупционным скандалам в судах на других уровнях? О чем нам красноречиво говорит и история председателя Солнцевского райсуда Москвы Артема Матеты.

Похожие записи

Не пропусти