А в прошлом году суд отправил за решетку группу руководителей «Научного центра ВостНИИ по промышленной и экологической безопасности в горной отрасли». Именно эта организация проводит экспертизы и выдает заключения о соответствии требованиям безопасности для угольных предприятий. И понятно, что такие бизнесмены, как Королев, без труда находили подход к нечистым на руку чиновникам и экспертам.

Возвращаясь к «Юбилейной» – основному активу выставленного на продажу холдинга «ТопПром», – стоит добавить, что шахта эта была открыта ещё в 60-х годах прошлого века, и большая часть оборудования на ней также относится к той далёкой технологической эпохе. По оценкам специалистов, к настоящему моменту практически все пласты «Юбилейной» загазованы, без газа осталось всего 2–3 лавы. Причем дальше количество газа будет только нарастать, что приведет к еще большей вероятности взрывов. То есть, даже человеку далекому от угледобычи понятно, что дальнейшая эксплуатация шахты – это колоссальный риск, прежде всего, для человеческих жизней.

Не случайно в свое время Evraz Group бросила попытки реанимировать эту шахту, и продала её Королеву за символическую сумму в 1 (один) доллар. Было это в далеком уже 2012 году, и с тех пор курс доллара, конечно, подрос. Но явно не до 12 млрд рублей, которые сегодня пытается получить собственник «ТопПрома»

Вдобавок к «Юбилейной» «ТопПром» в январе этого года купил еще одну «мертвую» шахту – «Абашевскую». Покупка эта выглядела более чем странной: шахта давно законсервирована, затоплена, и даже сам «ТопПром» практически сразу после ее приобретения выступил с официальным заявлением о том, что «не планирует в ближайшее время расконсервировать шахту “Абашевская”».

А что же с ней делать? – возникает резонный вопрос. Очевидно, закрывать, а операция эта с учетом текущих норм обойдется примерно в 5 млрд рублей. И еще столько же – на закрытие «Юбилейной». Итого доверчивому покупателю холдинга «ТопПром», если такой вдруг найдется, придется к 12 миллиардам на ценнике Королёва добавить еще, как минимум, десять.

Так что, если «Юбилейную» и «Абашевскую» кто-то купит, а потом, чем черт не шутит, попытается перезапустить, дело, как говорят в народе, пахнет керосином. И это не единственные предприятия «ТопПрома», покупка которых сегодня выглядит крайне сомнительной авантюрой.

«Неюбилейная» разруха

Конечно, по нашей версии, чтобы оценить масштаб катастрофы, то есть, покупки точно, инвестору нужно время и именно поэтому Королев на сей раз разработал специальный план который мог выглядеть так: создать видимость срочности продажи с тем, чтобы загнать потенциального покупателя в цейтнот. Эдакий шахматный приём, назовём его королевским, или точнее, королёвским гамбитом. Чтобы у инвестора не было времени «оценить позицию на доске»: скажем, на аудит финансовой отчетности предприятия, на оценку стоимости бизнеса, да и вообще на ознакомление с реальным состоянием дел в компании.

А ознакомиться подробно стоит, и не только с «Юбилейной» и «Абашевской», о которых мы рассказали выше.

В частности, еще одно предприятие «ТопПрома» – обогатительная фабрика «Тайбинская» – полностью остановлено, его здания, сооружения разрушены.

ОФ «Коксовая» – старая «убитая» обогатительная фабрика, построенная почти 80 лет назад, в 1950-х годах, едва не сгорела в 2019 году: пожарным удалось тогда справиться с огнем. Причина пожара – кончено, нарушение требований промышленной безопасности. Теперь же фабрика и вовсе остановлена, пока что на 70 дней, по причине тех же нарушений ПБ. Акт об этом был составлен 5 декабря, то есть, как минимум, до конца зимы «Коксовая» будет находиться в простое.

Пока фабрика стоит, ее стоимость стремительно приближается к нулю, однако если ее запустят, цена может вырасти… в минус. Такой вот парадокс. Дело в том, что «Коксовая» была построена в центре города Прокопьевска с населением почти 200 000 человек. И с ростом требований не только в части промбезопасности, но и в части экологии новому собственнику придется вложить огромные средства, чтобы как-то привести эту ОФ к современным нормам воздействия на окружающую среду. Есть подозрение, что гораздо дешевле будет просто построить новую фабрику за городской чертой.

Версий может быть несколько, но большинство аргументов говорят не в пользу эффективности покупки. На сегодняшний день осужденный Николай Королев обратился к рынку с уникальным, иначе не скажешь, предложением. Он – причем очень срочно, пока не передумал! – как мы понимаем, – хочет получить за свой «ТопПром» 12 млрд рублей, плюс официально повесить на покупателя расходы по закрытию двух безнадёжных шахт (еще 10 млрд), плюс остальные объекты не в лучшем виде, стоимость восстановления которых вообще сложно оценить, во всяком случае, за отведенное для этого время.

В общем очереди из желающих купить и в этот раз вряд ли увидит рынок.