Застройщик Element Development за 18 млрд рублей приобрел у конкурентов из группы ЛСР 10 гектаров на южной части намыва Васильевского острова Санкт-Петербурга. Сделка является крупнейшей за всю историю петербургского рынка недвижимости, актив включает в себя разрешение на строительство 160 тысяч кв. метров жилья бизнес-класса.
Рост ключевой ставки, кредитный кризис и связанное с ним снижение спроса на жилье по всей России не испугали «добрых молодцев» из Element Development, в число которых входит бывший топ-менеджер ГК «Аквилон» Виталий Коробов, а также Андрей Скоблов, Дмитрий Андреев и Андрей Захаренков. Интересно, что выручка «Элемента» за 2023 год составила 10 млрд рублей без учета затрат, а купили они кусок засыпанной песком Маркизовой лужи за 18 млрд рублей. Что-то здесь не сходится, что-то здесь не то с арифметикой.
И это не первая такая сделка между ЛСР и Element Development – в прошлом году «Элементы» приобрели за 6 млрд рублей 2,2 гектара земли на Петровском острове, где собираются построить элитный комплекс апартаментов. Ловкость рук и никакого мошенничества.
Во-первых, «Элементы» непонятно откуда взяли на это деньги, а во-вторых, продают в транспортном тупике под видом «элитки» квартиры, в которых нельзя прописаться и которые являются коммерческой недвижимостью. Этот факт почему-то до сих пор не осознали многие владельцы так называемых апартаментов (в законе нет такого понятия).
Откуда деньги у «Элементов»?
Вопросов к «Элементам» много – начнем с того, что в ООО СЗ «Элемент» четыре соучредителя с одинаковой долей в 25%. Кроме такой уравниловки их объединяет то, что эти права ценой в 2500 рублей находятся под обременением, то есть лежат в залоге у банка ПСБ.
Компания была основана в 2021 году и сразу включилась в дело, она уже на следующий год решила вложить в строительство 50 млрд рублей. Деньги совершенно немыслимые для обычных людей, не олигархов, которыми вроде как не являются эти четыре учредителя. Однако дьявол кроется в деталях, поэтому мы скоро ответим на вопрос, «откуда деньги, Зин».
Почему здесь Коробов – понятно. Любому начинающему девелоперу нужен человек, который, что называется «в деле», а этот персонаж за годы работы в «Аквилоне» постиг петербургскую стройку. Гораздо интерснее Андрей Захаренков – сын Вячеслава Захаренкова, который до отставки в 2010 году руководил департаментом обеспечения праворядка на транспорте МВД РФ.
Вячеслав Захаренков
Захаренков-старший возглавлял это ведомство, которое можно условно назвать «транспортной милицией» с 2009 по 2010 годы, и был помощником главы МВД. Уволен бывший милиционер-полицейский указом бывшего Президента РФ Дмитрия Медведева после обысков в его департаменте, связанных с делом бывшего главы МВД Бурятии Виктора Сосюры, на котором было множество эпизодов, включая контроль за контрабандой в Краснодарском крае.
Деньги здесь вертелись огромные, а все прогнило настолько, что власти не нашли другого выхода кроме как уволить Захаренкова и расформировать его департамент. Вероятно, что финансовое эхо от этой бурной деятельности мы сегодня чувствуем под видом «Элементов».
Перебежчик Коробов
Некоторые операции Element Development походят на взаимозачеты даже не девелоперских компаний, а силовых структур. Коробов ушел из ГК «Аквилон», а на его место заступил бывший гендиректор «Бронка Девелопмент» Андрей Вересов после чего Element Development покупает у «Бронка Групп» кусок земли в Московском районе. При этом в число совладельцев «Бронка Групп» вхождит супруга бывшего главы ФСО Людмила Мурова и генерал-майор ФСБ в отставке Николай Негодов. Как будто смена почетного караула, не правда ли?
Впрочем, у Коробова есть и собственная предыстория. Он пришел из застройщика «Аквилон», который принадлежит архангельскому депутату Александру Фролову и его бизнес-партнеру Александру Рогатых и который заслужил плохую репутацию еще до захода на петербургский рынок в середине десятых годов. Компания часто не соблюдала ТК РФ, там случались смерти и травмы рабочих, а главное – присутствовали разные махинации с жильем.
Виталий Коробов
Ушлому коммерсанту надо знать, когда сбежать с тонущего корабля, и Коробов ретировался с «Аквилона» в самый подходящий момент, когда застройщик попал под обыски и расследование по уголовному делу по подозрительному поджогу домов в архангельском переулке Водников.
Главным обвиняемым по этому делу был судимый, нигде не работающий пироман Нестеров с плохой характеристикой, но следователям его оказалось недостаточно, и они провели обыски в «Аквилоне» и Департаменте градостроительства и архитектуры города Архангельск.
Скоблов – это деньги Трабера?
Третьим учредителем Element Developments является Андрей Скоблов, который также владеет группой компаний НБК и отвечает за редевелопмент участков завода «Петрохолод» в Санкт-Петербурге на Полюстровском проспекте 81, на проспекте Маршала Блюхера 4 и на Черниговской улице 15.
Кроме ООО СЗ «Элемент» он имеет 25% акций в ООО «Элемент К-3» и 50% в ООО «Элемент МСК», но главным его сюжетом является скандал с «Петрохолодом», где главным активом был кусок земли напротив торгового центра «Европолис».
Санкт-Петербург не имеет такой развитой социальной и транспортной инфраструктуры как Москва, поэтому участки, где все это есть, являются редкостью и обычно представляют собой территорию старых советских предприятий. И это именно тот случай – рядом метро «Лесная», быстрые выезды в спальные районы и на КАД.
Здесь компаньоном Склоблова фигурирует Владимир Свиньин, которого связывают с таким авторитетным человеком как Илья Трабер – бывшим офицером ВМФ с прозвищем «Антиквар», которого молва долгие годы упорно и постоянно приписывала к Тамбовской преступной группировке.
Данный персонаж, в отличие от коллег по опасному бизнесу, остается на свободе и с хорошим запасом ликвидности, которую всегда можно вложить в выгодное дело – например, в строительство новых ЖК под вывеской Element Development.
Мы ничего не утверждаем, просто допускаем. Если здесь могут быть деньги Захаренкова, то почему не могут быть деньги Трабера? Оба капитала были получены с силовой деятельности, пусть и с разных сторон баррикад, вот такое гражданское единство.
Четвертый бенефициар Дмитрий Андреев в течение 10 лет был учредителем и генеральным директором ООО «СМУ – 40», которое непосредственно занималось строительством.
Таким образом, специализация в Element Development разделена на уровне учредителей. Коробов занимается администрированием, Андреев – строительством, Захаренков приносит с собой деньги папы, а Скоблов добавляет неформальных связей, в том числе с такими акулами как Трабер. И все это вместе позволяет взять под контроль гектары земли, получить миллиарды рублей заемных средств и построить сотни тысяч квадратных метров недвижимости.
Ребята играют в долгую в расчете на 5-7 лет, потому что сейчас заработать сложно, а вот если все взять под контроль, поддавить конкурентов, то можно дождаться золотого времени. В этом данным четырем товарищам помогает «Промсвязьбанк», в залоге у которого находятся доли четырех акционеров – основная масса капиталовложений Element Development идет через эту кредитную организацию.
История здесь напоминает до степени смешения «Балтийский лизинг» и его «вождя» Михаила Жарницкого, который подмял данный бизнес под себя, не имея за душой ни копейки, которая не была бы где-то заложена или перезаложена. С другой стороны, у Жарницкого «спонсор» посерьезней, чем тот же Вячеслав Захаренков или даже Трабер, ведь это сам глава «Роснефти» Игорь Сечин.
Серый нефтяной кардинал давно помогает Жарницкому, причем данная помощь усилилась после скандала на нефтепроводе «Дружба», которая позволила Сечину переиграть главу «Транснефти» Николая Токарева. Вот так делается сегодня бизнес в России – короли, посредники, пешки и очень много долгов. Кто-то кому-то помогает, а кто-то кого-то топит. Романтика-с.