8.1 C
Москва
Четверг, 21 ноября, 2024

В центре внимания

Фармгруппа “Эвалар” продолжает рекламировать свои препараты, пока сын основательницы компании Александр Прокопьев лоббирует бизнес-интересы семьи в Госдуме

Фармацевтическая группа компаний “Эвалар”, принадлежащая семье депутата Госдумы Александра Прокопьева, нарастила продажи препаратов с мелатонином на 132%. И теперь, кажется, могла запустить целую PR-кампанию в СМИ, чтобы похвастаться своими достижениями.

Сами Прокопьевы, как и продукция их холдинга, воспринимаются в России неоднозначно. Дело не только в специализации на БАДах, главной польза от которых не раз подвергалась сомнению (а кто-то и вовсе утверждает, что они вредны для здоровья). Но и в том, что “Эвалар” неоднократно уличали в нарушении антимонопольного законодательства.

Ключевым собственником и главным идеологом “Эвалара” выступает Лариса Прокопьева. Ее супруг руководит строительными делами холдинга, а сын Александр является депутатом Госдумы. При деле и дочь Ларисы, Наталья, председатель совета директоров и глава московского представительства.

При этом назвать Прокопьеву мамой-основательницей структуры трудно. Потому что компания создавалась не с нуля, а на базе ФНПЦ “Алтай”. В 1991 вместе со своей коллегой Эвой Домбровской Прокопьева получила 50%, затем, через допэмиссии довела долю до 76% к 2002 году, основательно потеснив партнершу. Та продала ей свою долю и вернулась в Польшу.

Лариса Прокопьева

И здесь есть интересная деталь. Дело в том, что ФНПЦ – федеральный научно-производственный центр Алтай, продолжил свою работу и после ухода из него Ларисы Прокопьевой. В 2019 году завершился судебный процесс по уголовному делу о хищении свыше 115 плн рублей ФНПЦ. Котрый, на секундочку, является оборонным предприятием.

Обвиняемыми по делу проходили бывший гендиректор Александр Жарков, его первый зам Андрей Литвингов и научный сотрудник Ирина Теплова. Во время следствия Жарков скончался, уголовное дело в отношении него прекратили. А Литвинов и Теплова получили условные сроки.

Причем же здесь Прокопьевы и Эвалар? Как пишет “Версия”, и Теплова, и Литвинов, судя по всему, были связаны как раз с фармацевтическим холдингом. И хотя формально никакого участия Прокопьевых к хищениям вроде как не установлено, этот факт вызывает серьезные вопросы.

Лариса Прокопьева пытается представить историю своей компании, как историю личного успеха. Но без помощи ФНПЦ “Алтай” и скончавшегося Александра Жукова ничего бы не получилось. Может, Жуков просто знал что-то такое, о чем ему не дали сказать на суде?

Мы же напомним, что на старте в компании было много учредителей. И одно юрлицо из них, ЗАО НПК “Алтай”, возглавляла Ирина Теплова. Совпадение?

Более того, Жаркова, Теплова и Прокопьева ранее входили в состав совета директоров и число совладельцев “Народного земельно-промышленного банка” (НЗПБ). В 2017 году он был присоединен к “Форбанку”. Т.е. связь была не только по линии производства БАДов и прочей “мишуры”.

С ФАС по жизни

Сегодня “Эвалар” обладает широкой аптечной сетью в разных регионах России и буквально заваливает граждан своей продукцией. ТВ, различные соцсети, форумы, маркетплейсы – все кишит их рекламой. Маркетинговая стратегия настолько агрессивная, что “доброхоты”, продвигающие продукцию фирмы, добрались даже до таких, казалось бы, не связанных со здоровьем ресурсов, как дашборд VC.ru.

Разумеется, людей это раздражает. Тем более, что продукция структуры, скажем так, вызывает вопросы. И не только в России. Ходили слухи, якобы в 2021 году Прокопьева и “Эвалар” попали в крупный скандал в Казахстане, где от их продукции могли пострадать около десяти местных жителей.

При этом Прокопьева вместо того, чтобы заниматься развитием своей продукции, могла создать фейковую общественную организацию “Народный контроль”, чтобы “кошмарить” конкурентов. Будто бы для этого были организованы целые GR и PR-кампании.

Нуждается ли действительно полезная, качественная продукция в такой вот “поддержке” со стороны производителя? Как утверждают в Сети, якобы весь бизнес “Эвалара” может быть построен на банальном обмане потребителей, да еще с возможными негативными последствиями для их здоровья.

При этом агрессивная реклама БАДов от фирмы, да и другие “кульбиты” бенефициаров компании в прошлом неоднократно становились предметом разбирательства в ФАС.

Под внимание антимонопольщиков в разное время попадали такие БАДы, как “Глицин Форте Эвалар” (в 2011 году штраф в 100 тыс. рублей был выписан за то, что в рекламе этой биодобавки создавалось впечатление, что она является лекарственным средством, и что она содержала не соответствующие действительности сведения о преимуществах БАДа “Глицин Форте Эвалар” перед лекарственным средством “Глицин”); “Инулин форте Эвалар” и “АД минус” (поводом стало обращение в ФАС организации “Российская диабетическая ассоциация” с претензией к рекламе данных БAДов). А также и другие “лекарства” от Прокопьевых.

Казалось бы, после этих историй “Эвалару” пора бы взяться за ум. Но не тут-то было. Новое антимонопольное дело о нарушении Закона о рекламе было возбуждено в мае 2023 года. До этого компанию штрафовали в 2019 году за ненадлежащую рекламу препарата “Гинкоум”.

“Возбуждался” не только ФАС, но даже Роскомнадзор. В том же 2019 году ведомство заблокировало онлайн-платформу “Фитомаркет”, учрежденную собственниками компании, за нарушение санитарно-эпидемиологических норм – там была размещена запрещенная к публикации информация, связанная с детскими витаминами.

Более того, еще в 2008 году Роспотребнадзор наложил запрет на производство и продажу 56 наименований биологически активных добавок (БАД), признанных опасными для здоровья. В числе компаний, производящих вредные “лекарства”, оказалось и ЗАО “Эвалар”.

В марте 2019 года “Росздравнадзор” и пресса обвиняли производителей БАДов в попытках брендировать свою продукцию таким образом, чтобы названия были схожи с лекарствами. Не похоже ли это на банальный обман потребителей?

Сын “решает вопросы” в Госдуме?

Видимо, чтобы сгладить возможные риски и снизить давление со стороны контрольно-надзорных органов, Прокопьевы решили получить представительство в политике. На эту роль прекрасно подошел сын Ларисы, Александр Прокопьев.

В том самом 2011 году, когда шли разбирательства “Эвалара” с ФАС, он избрался депутатом в Государственную Думу шестого созыва. Впоследствии – переизбирался и в седьмой, и в нынешний, восьмой созыв. Он же остается совладельцем двух крупных дочерних структур “Эвалара”, которые делают львиную часть прибыли – ООО “Фармавест” (владеет вместе с матерью Ларисой и сестрой Натальей) и ООО “Торговый Дом “Эвалар” (более 90%).

Доли Прокопьева находятся в доверительном управлении, а сам он активно включился в законотворческую деятельность. Только вот реально его работа направлена, скорее всего, на лоббирование интересов собственного бизнеса – статус депутата Госдумы может послужить хорошим громоотводом для разного рода проверяющих структур и силовиков.

Александр Прокопьев

Как утверждают в Сети, якобы в 2022 году депутат Прокопьев обхаживал пороги Минпромторга, пытаясь добиться положительного отзыва от министерства на откровенно лоббистский законопроект, который бы позволил закрыть все иностранные интернет-площадки, реализующие БАДы, а также пресечь любую реализацию в Интернете любой подобной продукции, если она произведена не компанией “Эвалар”. В итоге закон все-таки не приняли. Но попытка не пытка.

Постоянное хождение по грани Закона, агрессивный маркетинг, скандалы, политическая деятельность, которая куда больше напоминает лоббизм – все это позволяет усомниться и качестве продукции “Эвалара”, и в порядочности бенефициаров холдинга. Впрочем, решать каждый должен за себя. Ведь главное – здоровье…

Похожие записи

Не пропусти