7.8 C
Москва
Четверг, 21 ноября, 2024

В центре внимания

На фоне судебных разбирательств Владимира Потанина и Олега Дерипаски в Лондоне последний может привлечь бывшую супругу Потанина к процессу

В минувшую среду Владимир Потанин выиграл апелляцию в британском суде по делу о разводе со своей бывшей супругой. Верховный суд отказался удовлетворить требования Натальи Потаниной, которая претендовала на деньги и активы на общую сумму порядка $9 млрд. Вместе с тем, шанс у Потаниной есть – дело не завершено, а лишь возвращено в низшую инстанцию.

Супруга Владимира Потанина не теряет надежды получить от него еще часть активов, “нажитых” совместным “тяжелым трудом”. В это время его заклятый партнер и оппонент в суде Олег Дерипаска пытается привлечь к судебному разбирательству в Лондоне Романа Абрамовича – в качестве ситуативного союзника против Потанина.

А пока идет эта возня, тот же Владимир Потанин скупает все, что плохо лежит в РФ – особенно активы, оставленные иностранными инвесторами после начала СВО. Но имеет ли он право вообще вести дела в России, тогда как как вышедшая из-под его пера “приватизация” в 90-ые сказочно обогатила его лично, а вот миллионы простых граждан оказались на грани нищеты?

И после всех скандалов последних лет, не пора ли Генпрокуратуре РФ вспомнить, как он получил свои основные активы?

“Шерше ля фам” между Потаниным и Дерипаской

Напомним, что развод Потаниных состоялся еще в 2014 году. После госпожа Потанина смогла получить $40 млн, тогда как сейчас состояние олигарха оценивается в $20 млрд. До сих пор популярно мнение, что бизнесмен просто непорядочно поступил с супругой, с которой прожил десятки лет и в браке с которой добрался до вершин бизнеса.

Пока мест идет подготовка к процессам, противники собирают армию своих сторонников, которая состоит в основном из бывших друзей оппонентов.

Соответчиком с Потаниным выступает офшор Crispian Investments Limited, который владеет 4% металлургического гиганта. А основным акционером офшора является как раз Роман Абрамович. Недавно стало известно, что “Русал” намерен привлечь его к судебному процессу в качестве третьего лица – судя по всему, в качестве ситуативного союзника.

Ранее Абрамович уже участвовал в судебных “разборках” между Потаниным и Дерипаской, в частности, в 2008 году, когда “Русал” выкупил 25% акций “Норникеля” Михаила Прохорова.

И как же на фоне стремлений бывшей супруги Потанина отсудить у него почти $10 млрд не вспомнить про бывшую супругу Олега Дерипаски Полину Юмашеву. После развода с Дерипаской она получила доли в En+, которые, в случае попадания в руки Потанина, могли бы значительно укрепить его позиции в противостоянии с заклятым партнером.

Ходили слухи, якобы господин Потанин мог пытаться выкупить доли En+ у Полины Юмашевой, воспользовавшись ее напряженными отношениями с бывшим супругом и усталостью от дележки активов. Если это правда – то не вышло. И вряд ли это характеризует Потанина, как порядочного человека.

“Насолить” Дерипаске Потанин мог и другим способом. В 2020 году Минфин США рассекретил часть материалов, которые стали основанием для введения санкций против Олега Дерипаски. Якобы среди этих оснований – участие Дерипаски в крупных российских инвестпроектах, например, связанных с Сочинской Олимпиадой. А ведь это закрытая коммерческая информация.

Злые языки распускают слухи, что именно Потанин мог выступить тем самым тайным осведомителем, который передал OFAC (американское санкционное ведомство) “нужные” сведения. Вместе с тем, доказательств этому нет.

В 2018 году Владимир Потанин тоже предупреждал о санкциях, которые могут ввести против Дерипаски – он указывал это, как повод как можно скорей закрыть сделку по выкупу 4% “Норникеля” у вышеупомянутого офшора Crispian Investments Limited. Эта “многоходовка” тоже провалилась, сделка не состоялась.

Сейчас у Дерипаски появляется шанс “вернуть долг” Потанину за возможные интриги. Если Наталье Потаниной удастся добиться успеха в суде Лондона (а шанс есть), она сможет договориться с Дерипаской, продав ему часть активов – тогда Дерипаска сильно укрепит позиции и сможет “продавить” Потанина. Среди противников бизнесмена бытует версия, что якобы Олег Владимирович уже посылал к г-же Потаниной.

Архитектор залоговых аукционов

Однако, борьба то идет за активы, которые господин Потанин получил в ходе печально известной приватизации 90-х годов. Имеет ли он вообще моральное право вести дела в нашей страны после этого? А ведь сейчас господин Потанин продолжает буквально за копейки скупать активы уходящих из РФ западных инвесторов.

По итогам 2022 года он получил активов на $4,4 млрд – выкупил “Росбанк” у группы Societe Generale и 35,1% акций TCS Group у Олега Тинькова (признан иностранным агентом на территории РФ). В 2023 году он получил массу других активов – среди прочего, оказался одним из совладельцев “Яндекса”. И тут удивительно следующее – именно Потанин вначале 2022 года выступил категорически против национализации активов уходящих компаний.

Лучше, чтобы их купил он, причем по крайне скромной цене, чем они бы достались государству? А здесь ведь можно вспомнить и экологическую катастрофу под Норильском, когда из-за нерасторопности компании Потанина в почву вылилось 20 тыс. тонн дизельного топлива.

Холдингу пришлось заплатить рекордный штраф в 140 млрд рублей. И тогда же прозвучали призывы национализировать “Норникель”. Может, если бы он находился в руках государства, трагедии не произошло?

Отвергая возможную национализацию, Владимир Потанин выступает последовательным человеком. Напомним, что в 1995 году именно Владимир Олегович вместе с группой других банкиров предложил государству кредиты под залог акций предприятий, находящихся в государственной собственности.

Т.е. именно он стал инициатором и архитектором печально известных залоговых аукционов. Они прошли, и 1 сентября 1996 года истек срок залога полученных банками акций. Огромные государственные активы оказались в руках у Потанина и его ближайшего окружения.

Одним из самых активных кредиторов государства стал “ОНЭКСИМ-банк”, который наш герой основал вместе с другим будущим олигархом Михаилом Прохоровым. Последний, как известно, покинул страну после начала СВО и обосновался в Израиле. Вот такой вот оказался “патриот”. И на какие же деньги он живет? На деньги, заработанные в России.

В 90-е главной наградой Потанина стали 51% акций “Норильского никеля” с первого же залогового аукциона (изначально олигарх получил только 38%). Обошлось такое удовольствие всего в $170 миллионов – абсолютно смешную для такого гиганта сумму

Но даже эта сделка не стала самой крупной среди 12 крупных аукционов 1995 года, когда приватизированными оказались крупные доли в ЮКОСе, “ЛУКойле”, “Сибнефти”, “Сургутнефтегазе”. Вместе с ним неслыханно обогатились и другие уважаемые люди – тот же Дерипаска, Алекперов, Абрамович, Богданов, и множество других.

Человек, который получил в свои руки огромные куски российской экономики, в одночасье оказался и их регулятором, человеком, который имеет прямое и самое непосредственное отношение к выработке экономической политики страны. И никто не увидел в этом конфликта интересов? Разве это не нарушение антикоррупционного законодательства?

Потанин “доиграется”?

Сегодня в России разворачиваются интересные процессы: ряд предприятий, чьи собственники получили их незаконным путем, был национализирован. Такая судьба постигла Башкирскую содовую компанию, “Метафракс”, ряд других крупных производств. Про “Метафракс” хочется сказать отдельно: прокуратура доказала, что химический завод в Губахе (тогда – Пермская область) был отчужден незаконно, без разрешения правительства страны.

А активы, которые попали в руки Потанина в период его нахождения на должности первого заместителя Премьер-министра, это – можно считать “разрешением” от государства? И если был конфликт интересов – разве не имеются в действиях Потанина такие же признаки нарушения закона?

В этом смысле, кажется, что Генпрокуратуре пора присмотреться к активам Владимира Олеговича? А ведь этот вопрос могли поставить еще четверть века назад, летом 2000 года. Как утверждают в Сети, тогда Потанин якобы целую неделю провел в общении с Генпрокуратурой, а после был вызван для дачи пояснений в Кремль. Обсуждалась как раз приватизация – покупка “Норильского никеля” и “Связьинвеста”. Однако, ход этому процессу не дали.

“Новая газета” назвала Олега Потанина “Олигархом финансовых сумерек”. В настоящий момент данная статья удалена, но ее копия сохранилась в веб-архиве. Как писало издание, компания сотрудничала с рядом фирм по отмыванию теневых капиталов. Ее даже пытались связать с представителями ОПГ. И на какие средства, в таком случае, Потанин покупал активы?

Таким образом, конфликтуя со всеми подряд, пытаясь устраивать “многоходовки” и даже, возможно, интриговать бывших жен своих партнеров, господин Потанин может, что называется, “доиграться”. Время пришло?

Похожие записи

Не пропусти