«Норникель» и мэрия Норильска проворачивают странную схему с благотворительными взносами в бюджет.
Предыстория такова: прокуратура выяснила, что «Норникель», грубо говоря, забил на содержание объектов жилищной инфраструктуры, которые входили в госкорпорацию и в отвратительном состоянии передал их на баланс государства. Восстановление этих объектов потребовало вложений. Которые прокуратура через суд решила «отбить» у «Норникеля».
Это ей удалось, и корпорация Владимира Потанина осталась должна около 3,8 млрд рублей. Но все не так просто – как выяснилось, с мэрией края со стороны «Норникеля» было заключено мировое соглашение, по условиям которого добывающий гигант обязался вносить требуемую сумму посредством ежегодных благотворительных отчислений в бюджет.
Инвестиции «в трубу»
Такая схема грозит банальным «распилом» средств. Посудите сами – деньги переводятся не на конечную цель, которой должно быть восстановление объектов инфраструктуры, а на нечто эфемерное. Благотворительность ведь можно направить куда угодно.
Этим вопросом озаботились общественники. В частности, наиболее ретивый из них председатель коллеги «Мой Дом г. Норильск» Руслан Абдуллаев решил разобраться в ситуации и направил ряд обращений в местную прокуратуру и администрацию Норильска, откуда пришли совсем не обнадёживающие ответы. Суть их сводилась к тому, что «нарушений не видим».
Администрация объявила, что деньги направляются на реализацию ряда госпрограмм и даже предоставила ссылки на отчёты по их реализации. Правда, в них фигурируют сравнительно маленькие суммы «прочих поступлений» и не указан источник этого финансирования.
Прокуратура заявила, что «нарушений при расходовании денежных средств, поступивших от ПАО «ГМК «Норильский никель», не выявлено. Генпрокуратура ответила в том же ключе.
Сейчас настойчивый читатель стучится в Следственный комитет.
Зачем было заключать мировое именно на таких условиях, если в деле нет коррупционной составляющей?
Тем более, что по условиям соглашения, стороны договорились о том, что «Норникель» «обязуется обеспечить ежегодное поэтапное финансирование мероприятий по ремонту, модернизации и/или строительству объектов жилищно-коммунального хозяйства, муниципального образования город Норильск на условиях, отдельно заключаемых с Администрацией города Норильска соглашений на общую сумму 3 871 713 741,58 руб.»
И швец, и жнец
Для «Норникеля» здесь есть ещё две «плюшки». Во-первых, широкая общественность вряд ли в курсе за что Владимир Потанин так благодетельствует региону, осуществляя пожертвования аки какой-нибудь меценат. Хотя мы прекрасно помним и о том, что именно из-за того, что олигарх ни копейки, по-видимому, не вложил в восстановление находившихся на балансе «Норникеля» зданий, он и вынужден платить. И о том, как из-за того, что цистерна под Норильском давно нуждалась в ремонте, она порвалась в 2020 году и случилась экологическая катастрофа, из-за которой отчитываться олигарху пришлось перед самим Президентом РФ.
Какой из Потанина благодетель? А тут ещё вырисовывается схема, которая может свидетельствовать о том, что в бюджет края на самом деле не поступает ни пени. Предполагаем, что благотворительность на самом деле может оседать в карманах чиновников мэрии и г-на Потанина!
Вторая «плюшка» – налоговые льготы. Российское законодательство гласит, что те, кто делает пожертвования, могут рассчитывать на подобное. И в масштабах «Норникеля» это весомо. Ещё в 2021 году при губернаторе Александре Уссе тот во всеуслышание заявлял, что корпорацию планируется подобным образом поощрить.
Марионетка Потанина?
Усс ушёл, а его ставленники остались. Вот и мэр Норильска Дмитрий Карасев, который, к слову, раньше возглавлял благотворительный фонд «Попечения и Поддержки Храма СВТ. Луки Архиепископа Красноярского», с 2021 года заседает на посту. И, по-видимому, продолжает дело своего экс-начальника.
На первом же заседании Правительства, на котором Карасёв предстал в новой должности, в 2021 году, он не стал принимать решение об утверждении плана для развития региона, попросив «отложить» пресловутые 217,6 млрд рублей, которые планировали на это выделить, до согласования с «Норникелем». Информация об этом есть на официальном сайте Красноярского края.
Важно отметить, что деньги предлагали пустить на мероприятия по термостабилизации грунтов под многоквартирными домами и социальными объектами, реконструкцию сетей электроснабжения, очистных сооружений в Кайеркане, Талнахе и Оганере, строительство водоотводных сооружений, работы по сохранению устойчивости зданий жилищного фонда, развитие дорожной сети, благоустройство дворовых территорий, ни одного объекта в сферах культуры и спорта и поддержку малого и среднего предпринимательства.
Складывается ощущение, что Карасев пришёл в регион, чтобы быть марионеткой Потанина, а отнюдь не для помощи городу.
Ничего нового в Норильске
Это косвенно подтверждается и тем, что Норильск остается самым грязным городом России. И причиной являются как раз производства, которых от «Норникеля» здесь основное количество.
Диоксид серы — основной побочный продукт промышленного производства цветных металлов в Норильске. И хотя «Норникель» на каждом углу вещает, что в модернизацию производств и экологические проекты вкладываются миллиарды, фактически к 2023 году Норильску удалось достигнуть сокращения выбросов на уровне менее 0,5%.
Похоже, что деньги кладутся туда же, куда и пресловутая благотворительность компании?
В регионе наблюдаются и проблемы с жилфондом. Жители Норильска массово жалуются на разваливающиеся дома, местный телеканал даже выпускал по этому поводу сюжет.
А «Норникелю», получается, можно бросить целый комплекс зданий, и не нести за это ответственности?
Вот вам и благотворительность от Владимира Потанина, вот вам и забота о населении со стороны Дмитрия Карасева.