В сети появляются все новые инсайды о передвижениях хозяина группы «Сафмар», скандального российского олигарха Михаила Гуцериева. На этот раз инсайдеры утверждают, якобы в 2023 году предприниматель совершил несколько перелетов по маршруту «Стамбул — Нью-Йорк», — будто бы для встречи с представителями Минфина США, которые курируют вопросы санкций в отношении Белоруссии.
Соответственно, Гуцериева тут же поспешили представить, как возможного представителя Александра Лукашенко, которому тот мог доверить вести переговоры о снятии санкций с него и его семьи.
Как утверждают в сети, якобы предметом предполагаемых переговоров с санкционным комитетом США был постепенный переход крупнейших активов Белоруссии, де-факто находившихся под контролем Гуцериева, в руки американских инвесторов.
Взамен на это Гуцериев будто бы просил снять персональные санкций с белорусского президента, членов его семьи, а также всей калийной отрасли Белоруссии, которая является основным донором средств для белорусской экономики.
Если встреч было несколько, можно предположить, что предложение рассматривалось всерьез. Однако, как утверждают в Сети, якобы в Гуцериеве заподозрили двойного агента, поэтому и отказали. Ведь в прошлом он взаимодействовал с российскими спецслужбами, например, участвовал в операциях по освобождению заложников в 2000-х годах.
Пражское «чаепитие»
Подтверждений этой информации нет — она могла бы быть очередным анонимным «вбросом». Однако, совсем недавно о Гуцериеве писала вполне респектабельная европейская пресса. Как следовало из представленных материалов, якобы в 2022 году, уже после начала СВО и введения драконовских санкций против всего российского бизнеса, олигарх Гуцериев мог встречаться в Праге с представителями ФБР и чешских спецслужб.
И на этом фоне несложно догадаться, почему в Гуцериеве могли заподозрить двойного агента.
Приводятся различные подробности — якобы, во встрече участвовал некий чешский «элитный полицейский» под именем Л.Г., который работал в Грузии времен Саакашвили, а также является специалистом по российской и не только мафии. Из контекста можно предположить, что это агент чешских спецслужб.
Будто бы встреча прошла в первой половине 2022 года, вскоре после начала СВО и введения новых санкций в отношении олигарха. Утверждается, якобы Михаил Гуцериев хотел передать некие ценные сведения о российском и белорусском Президентах — Владимире Путине и Александре Лукашенко, западным разведкам в обмен на ослабление санкций.
Судя по тому, что санкций с Гуцериева никто не снимал, договориться у них не получилось.
И если предположить, что европейские СМИ не врут (а врут они часто) по поводу переговоров в Чехии, и зная господина Гуцериева, то достаточно легко поверить, что после провала с «продажей» информации о руководстве РФ и Белоруссии он вновь занялся привычным делом — лоббированием бизнес-интересов своего давнего друга и покровителя Александра Лукашенко.
Разумеется, такую позицию трудно назвать высокоморальной. Но о какой морали может идти речь, когда мы говорим о российских олигархах? Вспомните хозяина «Альфа-Групп» Михаила Фридмана, который сидел в своем особняке в Лондоне и через суд пытался добиться отмены санкций.
Дошло до того, что он якобы обратился к несистемной оппозиции, живущей в ЕС, чтобы та помогла «решить вопрос». Но и здесь не вышло — и он преспокойно вернулся в Москву. Это при том, что ранее его компании пытались уличить в финансировании ВСУ, сенатор Дмитрий Рогозин даже заявление писал в правоохранительные органы. И — ничего.
Кто чей «кошелек»
Что касается санкций в отношении Михаила Гуцериева и Александра Лукашенко — они попали под них синхронно после белорусских протестов 2021 года. Западные санкционеры обосновывали это просто: якобы Мозырский и Афипский нефтеперерабатывающие заводы Гуцериева торговали белорусской нефтью, а средства с этого могли идти на поддержку семьи Лукашенко.
Политик и бизнесмене никогда не скрывали своих теплых отношений — давней дружбы. Она особо укрепилась в те времена, когда Гуцериев был главой «Славнефти», а сама компания была совместным российско-белорусским предприятием. Как утверждают в Сети, якобы ранее «кошельком» Лукашенко мог быть скандальный банкир Алексей Хотин. А после его задержания таковым пытаются представить Гуцериева.
Таким образом, если санкции в 2021 году были введены против Гуцериева из-за желания взять под контроль финансовые потоки Лукашенко, то они оказались действенными. А ведь после этого были другие санкции против олигарха и его бизнеса — связанные уже непосредственно с СВО.
«Славнефть» Гуцериев возглавил в 1994 году — тогда же впервые появился в Белоруссии. России в капитале «Славнефти» принадлежало 74,95%, Белоруссии — 10,83%. Одним из ключевых активов компании был как раз Мозырский НПЗ («Славнефти» принадлежало 42,5% завода, белорусскому госкомитету по имуществу — еще 42,58%), на котором перерабатывалась добытая в России нефть. Модернизация НПЗ стала одним из первых начинаний Гуцериева в этой стране. Она же помогла ему добиться расположения Лукашенко.
А после была еще масса проектов. В частности, в 2011 году «Славкалий» Гуцериева подписал инвестсоглашение с Белоруссией о строительстве Нежинского ГОКа — одного из крупнейших промышленных проектов страны. Гуцериев собирался вложить 1,5 млрд долларов, но деньги оказались кредитные — от китайских инвесторов. Сколько с проекта могло перепасть семье Лукашенко — остается только гадать.
Оба определенно имеют влияние друг на друга. В 2019 году «Коммерсант» писал, якобы именно Гуцериев пролоббировал принятие в Белоруссии законодательства, максимально лояльного к IT-компаниям и специалистам. Правда, эти усилия были серьезно подорваны как раз после 2021 года, неудавшейся попытки госпереворота и введения санкций против него самого.
Санкции соединили их
В любом случае, как сказала пресс-секретарь Александра Лукашенко Наталья Эйсмонт, Гуцериев — «это человек, которому президент Беларуси неукоснительно доверяет». А кому же решать вопросы с западными санкционерами, как не близкому и доверенному олигарху, который сам спит и видит снятие с себя санкций?
Доверяют ли Лукашенко и Гуцериев друг другу на самом деле?
Ведь в свое время и Лукашенко сильно помог Гуцериеву. В 2007 году в отношении олигарха в России возбудили уголовное дело о незаконном предпринимательстве. Считается, что Гуцериев смог уехать из страны в Лондон как раз через Белоруссию. Никто не поверит, что Лукашенко был не в курсе и не мог этому воспрепятствовать — Гуцериев слишком важная и крупная фигура, а между правоохранителями РФ и РБ подписана масса соглашений о сотрудничестве и обмене информацией.
Т.е. ради Гуцериева Лукашенко мог пойти на нарушение действующих договоренностей со своим единственным союзником и донором — Россией. И все ради благородства? Или же потому, что Гуцериев действительно может быть «кошельком» Лукашенко, и увидеть его в Москве в Лефортово — явно не в его интересах?
Таким образом, ни Михаилу Гуцериеву от Александра Лукашенко никуда не деться — как и наоборот. Они, что называется, в одной лодке. Только вот вряд ли друг другу действительно доверяют — особенно, после пражского «чаепития».