Проблемы с пригородными поездами «Иволга» в Москве упираются в деятельность компании «Трансмашхолдинг», чей выходец Максим Ликсутов вот уже 13 лет является заместителем московского мэра.
«Трансмашхолдинг» после июньского инцидента в районе Зеленограда – Крюково на московской пригородной железной дороге (официально – ЦППК) выявил дефективную партию поездов «Иволга» и пообещал заменить брак в течение недели.
«Иволга» была предложена в десятые годы как конкурент сименсовским «Ласточкам» и пошла в серию уже в конце десятилетия. Проект дорогой – стоимость одного поезда растет с каждым новым поколением – сейчас в производстве четвертая серия, что обогащает «Трансмашхолдинг», который кроме пригородного сообщения Москвы прибрал к рукам и городское метро.
Человек из «Трансмашхолдинга» в мэрии
Позиции предприятия в столице сильные – в 2003-2011 года членом совета директоров «Трансмашхолдинга» был Максим Ликсутов, который в 2011 году сначала стал советником мэра Москвы Сергея Собянина, а затем его заместителем и одновременно возглавил департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
В эпоху Ликсутова «Трансмашхолдинг» буквально врос в московское хозяйство и получил подряды на многие выгодные проекты, включая пригородные поезда «Иволга», проблемы с которыми начали происходить в Москве сразу после запуска. В 2019 году случился скандал на открытии двух линий Московского центрального диаметра, когда «Иволги» оказались в два раза короче заявленных характеристик, после чего на маршрут были запущены старые электрички.
Провал не поставил под вопрос сотрудничество Москвы с «Трансмашхолдингом» и позиции Ликсутова в мэрии, чиновник давно превратился в правую руку Собянина и двигает своих людей на ключевые для столицы проекты. Директором завода «Москвич», который собирает китайские машинокомплекты на бывших линиях Renault, стал Дмитрий Пронин.
Ранее Пронин был заместителем Ликсутова в Дептрансе и контролировал московский рынок такси, в ведомство он пришел из девелоперской компании «Авилон», про которую также не забыл. У Собянина все занимаются своим делом по «профильному» направлению работ, причем этот «профиль» обычно обрисовался в период предпринимательской карьеры.
Кипрский офшор
«Трансмашхолдинг» сегодня возглавляет Кирилл Липа, а среди бенефициаров называются Искандер Махмудов, Андрей Бокарев и Дмитрий Комиссаров, однако АО «ТМХ» (Трансмашхолдинг) юридически является «дочкой» кипрской компании «ТРАНСМАШХОЛДИНГ ЛИМИТЕД».
На этот же офшор зарегистрировано ООО «Локотех-Сервис», которое занимается обслуживанием поездов в Москве. Получается, что при Собянине пригородное железнодорожное сообщение и метро юридически и финансово зависят от западной структуры? Почему-то за 28 месяцев СВО и зверских западных санкций этот расклад не претерпел изменений.
Московские вагоны
Данный факт никогда не мешал сотрудничеству «Трансмашхолдинга» и московской мэрии – например, в феврале 2014 года консорциум ОАО «Метровагонмаш» и ЗАО «Трансхолдлизинг» (еще одна дочка «Трансмашхолдинга») выиграл конкурс на поставку 832 вагонов на сумму в 144 млрд рублей для нужд ГУП «Московский метрополитен». И здесь они обыграли очень серьезных конкурентов в лице «Русских машин», «Синары» и «Уралвагонзавода», за каждым из которых стояли западные технологии в лице Siemens, Bombardier и других ведущих компаний мира.
Искандер Махмудов
Впрочем, и «Трансмашхолдинг» тут не отставал. С 2009 года организация работала с французами из Alstom, которым Махмудов и Бокарев продали блок-пакет (25% +1 одну акцию). На февраль 2022 года французская доля в «Трансмашхолдинге» составляла 20% и оценивалась в 478 млн долларов, однако была выкуплена всего лишь за 75 млн долларов. Так, «Трансмашхолдинг» импортозаместился практически задаром.
Мультимиллионер больше не бизнесмен
Сделке по вагонам для «Метровагонмаша» предшествовала покупка Махмудовым и Бокаревым АО «Мосметрострой», что, по слухам, произошло при одобрении Ликсутова. Так, «Трансмашхолдинг» врос в транспортное хозяйство столицы, а Ликсутов юридически вышел из игры, продав свою долю в «Трансмашхолдинге» партнерам по бизнесу.
На 2013 год у Ликсутова, по данным Forbes, был капитал в 650 млн долларов. С ним связывали многие проекты – например, «Аэроэкспресс», но чиновник был вынужден от них избавиться и передать жене, с которой до этого развелся. Мультимиллионером в мэрии быть не возбраняется, но не предпринимателем, имеющим интерес в большом числе компаний.
Хотя вопросы к Ликсутову ставились и после этого, но он всегда на них отвечал, что все продал, передал и отдал, и теперь работает исключительно на благо москвичей в команде Собянина. Только странности остаются: компания Transgroup invest с бенефициаром Татьяной Ликсутовой продолжает иметь прямое отношение к «Аэроэкспрессу», правда теперь они не родственники.
«Трансмашхолдинг» усиливает позиции
Санкции и уход Alstom стали технологической проблемой для «Трансмашхолдинга» – зависимость российской экономики от западного импорта нельзя недооценивать, но в целом укрепили позиции компании на российском рынке. Теперь без «Трансмашхолдинга» никуда, под эту структуру заточены закупки в Москве и в других регионах страны, да даже в Минске.
Кирилл Липа
«Трансмашхолдинг» под руководством Липы с самого начала развивал бизнес по схеме b2g (business to government или «бизнес для государства). Таким образом, проблемы, с которыми столкнулась Россия в связи с СВО по компании, если ударили, то по большей части косвенно.
Главное, что есть у «Трансмашхолдинга», так это заказчик в лице государства с гарантированными контрактами, а трудности с браком, недоделками и техническим несоответствием всегда можно преодолеть – как мы уже знаем, в московской мэрии есть мудрые и отзывчивые чиновники.
Полагаю, что если и задавать вопросы, то не Ликсутову и «Трансмашхолдингу», чья деятельность лежит на поверхности, а к мэру Москвы Собянину, который не борется с такими подходами, когда одна компания при своем выходце на ключевом посту де-факто монополизировала целую отрасль московской экономики. Здесь претензии даже не с точки зрения закона, а этики, ведь это неправильно? Или я не прав?