Как стало известно «Можем объяснить», сын руководителя Департамента строительства Москвы Рафика Загрутдинова Мурад в разные периоды владел компаниями, суммарный доход которых составляет сотни миллионов рублей. Родство Мурада и его отца нам удалось подтвердить с помощью общедоступных систем поиска людей — они показали, что оба зарегистрированы в одной квартире на Мичуринском проспекте.
Отец Мурада Рафик Загрутдинов — член «стройотряда» Марата Хуснуллина, заместителя председателя правительства РФ, который оказался в Москве с переводом Хуснуллина на столичную должность из Татарстана. Именно бывшие коллеги Хуснуллина сегодня контролируют практически всю строительную отрасль Москвы: по подсчетам «Новой Газеты», как минимум 46 земляков и партнеров Хуснуллина сегодня находятся на руководящих постах стройкомплекса столицы.
Не расстраивай родных!
Мурад Загрутдинов, 1999 года рождения, не особенно активен в соцсетях и кроме нескольких фотографий из школы никогда не выкладывал информацию о себе в общий доступ. Из открытых источников нам удалось узнать, что уже на третьем курсе университета (на своей странице в ВК он пишет, что учился в МГУ) он стал успешным бизнесменом: в 2020-м Мурад завладел 23% компании «М-Кейтеринг» — которая, как указано на ее сайте, занимается поставкой еды на строительные площадки Москвы — и оставался держателем ее активов вплоть до июля 2023.
За время работы младшего Загрутдинова в «М-Кейтеринг» на поставках еды на московские стройки компания заработала полтора миллиарда рублей. При этом получение двадцатилетним Мурадом доли в компании совпало с назначением его отца на должность руководителя Департамента строительства Москвы (это произошло как раз в 2020).
Как дела у компании «М-Кейтеринг» пошли в гору с назначением двадцатилетнего Мурада хорошо видно на графике:
Мы попросили Илью Шуманова, руководителя «Трансперенси Интернешнл — Россия», прокомментировать принцип работы бизнес-империи Марата Хуснуллина. Вот что он сказал:
«Особенности хуснуллинской модели в том, что это не лобовые схемы, не двухходовые, а сложные контракции, которые всегда приводят к семье.
В одном из расследований, которое мы делали с командой несколько лет назад, мы увидели, как конкретные девелоперские проекты расплачиваются с родственниками Хуснуллина для возможности продолжения деятельности, получения разрешений и так далее. Это были очень сложные схемы, которыми на тот момент мало кто пользовался».
Компания младшего Загрутдинова — прямой выгодоприобретатель должности отца. В списке клиентов «М-Кейтеринга» значится ООО «Монотек Строй», получатель миллиардных строительных контрактов, принадлежащий Марату Хафизову, ближайшему партнеру Хуснуллина, ранее замешанному в скандале с отмывом денег на поставке китайских дронов. В списке проектов «Монотек Строя» — больница святого Владимира, строительство которой курировал Загрутдинов старший.
В апреле 2023 под контроль Мурада Загрутдинова также перешло 75% торгового дома «Атлант Инжиниринг», который занимается оптовой торговлей строительным оборудованием.
На сайте компании указано, что ее целью является «комплексное снабжение строительными материалами и оборудованием, как строительных компаний, так и частных лиц». В течение нескольких лет до этого ТД получил госзаказов на общую сумму 422 млн рублей. Большая часть из них была связана с поставками стальных труб государственным компаниям.
В июле 2023 во владение Мурада Загрутдинова также перешла компания «Карат-Девелопмент», занимающаяся строительством и продажей недвижимости.
За это время в собственность компании перешла земля в промзоне в Казани, родине Загрутдинова старшего. При этом цена сделки по покупке нежилых зданий — 21,4 млн рублей — оказалась практически равной кадастровой стоимости земельного участка — 19,8 млн.
Судя по сайту «Карат-Девелопмента» и сообщениям в СМИ, компания готовится к строительству ЖК (при этом сайт не обновлялся с июля 2023 года).
Илья Шуманов прокомментировал случай Загрутдинова младшего так:
«Это достаточно частая история, особенно когда мы говорим об управленческих системах, в которых работают консервативные модели принятия решения, опирающиеся на семью. В этих моделях решения часто принимаются, опираясь не на профессиональность, не на меритократичность, а на принципы лояльности, близости и доверия.
Это повторяющийся паттерн, особенно когда мы говорим о мусульманских диаспорах или северокавказских группах, которые плотно очень работают друг с другом, предполагая, что в этих отношениях присутствует герметичность, отсутствует вообще потенциал для разоблачения. Это замкнутые контуры, в которых существует круг доверия между людьми и терпимость к нарушению закона».
Улица Строителей
Интересно, что адрес регистрации «Атлант Инжиниринга» совпадает с адресом компании «Москапстрой» (в совет директоров которой входит отец Мурада) и местом регистрации нескольких компаний партнера Хуснуллина Марата Хафизова.
Комментирует Илья Шуманов:
«Система московских строек подразумевает инновационную модель распределения российского бюджета через систему государственных и окологосударственных структур: дочек, внучек, государственные предприятий, акционерных обществ и так далее. Это созданная Хуснуллиным и его командой экосистема, которая живет за счет государственных денег.
Что московское строительство отдано людям из команды Хуснуллина — это правда, и это, по-моему, даже не является сколько-то значимой новостью. Это как бы уже такое растворенное в общественном консенсусе понимание».
“Семейные традиции”
В 2023 мать Рафика Загрутдинова и бабушка Мурада Дания Загрутдинова стала совладельцем компании ООО «Сказка», основная доля в которой принадлежит Лилии Салимшиной, родственнице председателя совета директоров группы компаний «Лидер-М», участвовавшей в строительстве московских больниц.
Последние два года в ООО «Сказка», согласно данным сервиса для проверки контрагентов «Контур Фокус», не трудоустроено ни одного человека, однако на балансе компании — 151 млн руб. Такая картина напоминает «кошелек», узнать происхождение денег в котором невозможно из-за законов, ограничивающих распространение информации о частных компаниях.
Сама же Салимшина владеет ООО «ЭНСИМ», регулярно получающей госзаказы на поставку медицинского оборудования в московские больницы. Один из последних заказчиков — больница Вишневского, обслуживающая Минобороны.
У жены Рафика Загрутдинова Венеры тоже есть небольшая компания, которая занимается дизайном интерьеров и пошивом текстиля для элитной жилплощади и офисов. В их портфолио числятся ЖК «Шуваловский» и «Мичуринский». Примечательно, что название у компании говорящее — «Семейные Традиции».